Наши дети часто жалуются на различные негативные переживания, связанные с нехваткой времени, с боязнью «не успеть». Такие переживания порой приводят к общему упадку сил, снижению внимания, потере интереса к учебе, а в некоторых случаях - к стрессам и неврозам.
Много талантливых и способных людей мало чего достигли в жизни по одной лишь причине: они не умели рационально и разумно использовать свое время. Считаем, что уже в школе, начиная с 9 класса, нужно обучать учеников управлять своим временем. Однако не совсем понятно чем руководствоваться, на что обратить внимание, кто и каким образом должен формировать эту готовность. В связи с этим мы пришли к обоснованному, на наш взгляд, убеждению, что на сегодня назрела необходимость определения необходимых педагогических условий для субъектов образовательного процесса к управлению своим временем.
Цель (развитие готовности учащихся старших классов к управлению своим временем), реализуется через ряд задач. Это:
1) формирование устойчивой потребности школьников в вопросах управления своим временем;
2) формирование специальных знаний учащихся в области тайм-менеджмента;
3) развитие умений и навыков по управлению своим временем;
4) развитие личностных качеств, необходимых для управления своим временем.
Реализация обозначенной цели и задач возможна только через выполнение субъектами определенных функций. Субъектами выступают учащиеся, учителя, психолог, социальный педагог, медицинский работник, родители. И ими должны осознаваться общая цель, применяемые методы, формы по управлению этим процессом. Несмотря на то, что процесс развития готовности управляется взрослыми, основными субъектами выступают все же старшеклассники. Ближайшими помощниками их являются учителя, психолог, социальный педагог, медицинский работник школы и родители. В нашем случае функции выполняются субъектами: взрослыми и учащимися. Для взрослых - это педагогическая поддержка старшеклассников в вопросах планирования времени, коррекции действий, организации и стимулирования. Для учащихся такие функции как самопознание себя и своих особенностей, планирование и самоконтроль личного времени.
Логично предположить, что минимальный уровень требований к субъектам мы связываем с определенными педагогическими условиями:
развитие у учащихся осознанной потребности к управлению своим временем;
формирование знаний и умений старшеклассников в области тайм-менеджмента;
отработка модели поведения организованного человека путем применения совокупности приемов самостоятельного управления своим временем.
Необходимость введения нами первого условия связана не только с развитием у школьников потребности к управлению своим временем, но и осознанием себя и учета особенностей своей личности. Только в этом случае управление своим временем приобретает значимый для школьников смысл в планировании, организации, контроле своего личного учебного времени.
Необходимость введения нами второго условия объясняется тем, что без специальных знаний и умений учащийся не сможет овладеть инструментом управления личного времени. Однако вопросы тайм-менеджмента не включены ни в какие рабочие программы, поэтому мы предлагаем для этого классные часы и другие формы внеклассной работы.
Необходимость введения третьего условия связана с побуждением учащихся к осознанному координированию своих действия и отслеживанию личных результатов. Старшеклассник, должен не только понимать факторы и условия, влияющие на процесс управления временем, учитывая свои особенности, но и, овладевая определенными умениями, закреплять модель определенного поведения. При этом существенно, чтобы учащийся воспринимал жизнь как возможность решения определенных проблем.
Методика реализации предложенных педагогических условий включает в себя сочетание специально подобранных методов, приемов и форм внеклассной и учебной работы, обеспечивающая переход учащихся основной ступени общего образования на более высокий уровень развития, качественно отличный по сравнению с предыдущим.
Комплекс педагогических условий обеспечивает эффективное функционирование и развитие построенной нами структурно-функциональной модели «Развитие готовности учащихся старших классов к управлению своим временем», подробно описанной в рамках нашего диссертационного исследования.