В статье представлена эволюция технологий искусства книги в трех периодах: рукописная книга, книгопечатание, электронная книга. Показана значимость компьютерных технологий в дизайне книги.
Становление компьютерных технологий искусства книги в современном обществе отражает эволюционные тенденции развития графического творчества и формообразования в проектной культуре. Рассмотрим данные тенденции с позиции морфологии культуры, которая предполагает следующие подходы исследования культурных образцов и артефактов: генетическое - зарождение и становление культурных форм и элементов графического искусства и письменности как основных составляющих дизайна книги; макродинамическое - динамика культурных образцов дизайна книги глобальных масштабов (опосредованная трансляция культурной информации средствами графического искусства и дизайна книги); микродинамическое - содержание и динамика культурных образцов дизайна книги цивилизационных масштабов (рассмотрение динамики в пределах жизни трех поколений - непосредственная трансляция культурной информации).
В процессе раскрытия содержания технологий искусства книги были использованы следующие направления морфологического анализа: историческое - динамика художественных форм искусства книги в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации дизайна книги как объекта культуры и искусства, а также содержание процесса творческой деятельности по формированию данного объекта в соответствии с задачами удовлетворения потребностей членов общества; технико-технологическое - взаимосвязь материально-технических и художественно-образных характеристик технологии искусства книги.
В исследовании мы опираемся на общую морфологическую модель культуры. По связи субъекта исследования с окружением - специализированная модель. По функциям специализированной деятельности: «культурные модусы социальной организации» - художественная культура, графическая культура, визуальная культура; «культурные модусы социально значимого значения» - эстетика, искусство, графический дизайн, искусство книги; «культурные модусы социально значимого опыта» - искусство, наука и технологии, образование; художественное образование; дизайн-образование [1, 2, 4]. Таким образом, морфологически рациональный принцип исследования эволюции творческо-технологического процесса искусства книги определен в двух уровнях: микро- и макроуро-
вень [5]. Микродинамика генезиса культурно-эстетических форм, ее эволюционных признаков позволила выявить процессы преобразования данных форм в объеме одного цивилизационного этапа, провести анализ частных примеров дизайна книги и рассмотреть характеристики технологии искусства их создания и потребления. Макродинамика генезиса культурно-эстетических форм, ее эволюционных признаков позволила выявить процессы моделирования книги глобального масштаба, обобщенных базовых универсалий и технологий, закономерности строений и процессы формообразования. Исходя из сказанного, рассмотрим характеристики макро- и микроуровня генезиса технологии искусства книги.
На макроуровне выполнено моделирование процессов искусства книги в общекультурном масштабе на разных этапах развития техники и технологии обработки информации и ее презентации визуальными средствами графического искусства. В генерализованном смысле проведено искусствоведческое изучение строения книги, как образца искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные пограничные области - философия культуры и информатика. На микроуровне рассмотрен генезис дизайна книги в отдельном периоде, вариации и нормирование его культурно-эстетических образцов во взаимосвязи художественно-образной, содержательной и технологической составляющей в творческом процессе создания книги. А именно, в более частном смысле проведено изучение вариаций культурных форм искусства и артефактов дизайна книги в зависимости от их общественной и художественно-творческой значимости. Основные пограничные области - психология, педагогика, экология.
Макродинамика развития технологий искусства книги рассмотрена нами в контексте «эпох», сформулированных Г.M. Маклюэном: эпоха дописьменного варварства; тысячелетие фонетического письма; «Гутенбергова галактика» - пятьсот лет печатной техники; «Галактика Маркони» - современная электронная цивилизация [3]. При этом для нашего исследования целесообразно выделить три периода развития искусства книги:
1) доиндустриальное общество (с периода возникновения письменности - до середины XV века) - искусство рукописной книги;
2) индустриальное общество (вторая половина XV - середина XX века) - искусство печатной книги;
3) постиндустриальное, информационное общество (вторая половина XX - начало XXI века) - искусство электронной, виртуальной книги.
В пределах выделенных периодов микродинамика развития технологий искусства книги определена следующими показателями: способы макетирования, графические техники творчества, технологии целостной проектной деятельности, результаты творческо-технологического процесса. Анализ художественно-технологического процесса дизайна книги позволил выявить особенности способов макетирования книги в каждом из указанных периодов:
1) безмакетная технология;
2) физическое макетирование;
3) компьютерное макетирование.
Соответственно охарактеризованы преимущественные техники графической творческой деятельности художника книги:
1) техника ручного иллюстрирования;
2) техники графики и гравюры;
3) цифровая графика, компьютерный эстамп.
Раскрыта специфика технологии проектной деятельности в процессе создания книги:
1) рукописное письмо, иллюминация, иллюстрирование;
2) художественное конструирование, оформление и иллюстрирование;
3) художественное компьютерно-графическое моделирование.
Результат творческо-технологического процесса искусства книги:
1) книга на твердом носителе, авторское эксклюзивное произведение, единичный экземпляр искусства книги;
2) книга на твердом носителе, массовое производство, большие тиражи произведений полиграфического искусства книги;
3) электронная книга (электронные версии печатной книги в виртуальной среде, гипертекст, мультимедийная книга, интерактивная книга), малые тиражи произведений полиграфического искусства книги, виртуальная типография.
Список литературы
- Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ в. - М.: Сов. художник, 1987. - 230 с.
- Коростелев Ю.А. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для студентов. Выпуск 1. - Хабаровск, 1996.
- Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
- Хан-Магомедов С.О. К постановке вопроса о специфике художественной формы в дизайне // Тр. ВНИИТЭ. Техническая эстетика. - 1985. - № 47. - С. 14-26.
- Флиер А.Я. Культурогенез. - М.: Российский институт культурологи, 1995. - 128 с.