В настоящее время, по данным Шевченко А.В. [6], подготовку иностранных граждан в Российской Федерации осуществляют более 700 государственных и муниципальных высших учебных заведений и 165 негосударственных вузов.
В последние годы принят целый ряд документов, обязывающих образовательные учреждения и органы управления образованием усилить работу по подготовке иностранных специалистов для зарубежных стран в образовательных учреждениях Российской Федерации [2, 3, 4].
В том числе, увеличено до 10 тысяч количество ежегодных стипендий для приема на обучение в российские образовательные учреждения, за счет средств федерального бюджета иностранных граждан и соотечественников за рубежом; разрешено осуществлять подготовку иностранцев в российских техникумах и колледжах; рекомендуется выплачивать иностранным обучающимся государственную стипендию в течение всего периода обучения, вне зависимости от успеваемости.
Созданы предпосылки для создания условий и механизмов резкого увеличения экспорта образовательных услуг[1] что нашло отражение в докладе Министра образования и науки РФ А. Фурсенко на заседании Правительства 17.09.2006 «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». По мнению Министра, подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях призвана стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в международное образовательное пространство.
В то же время, А.В. Рождественский [5] справедливо полагает, что «...одна из глобальных целей интернационализации высшего образования предусматривает получение дохода. В ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе без предоставления государственных субсидий. Иностранные студенты дают возможность привлечения дополнительных источников финансирования и, тем самым, стимулируют университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке».
Исходя из изложенного понятно, что академическая мобильность иностранных учащихся является фактором, который образовательная система Российской Федерации должна использовать с целью повышения эффективности экспорта образовательных услуг.
Вместе с тем, в ряде наших публикаций[2] было показано, что в последнее десятилетие, не взирая на благоприятные предпосылки и приведенные выше указания директивных органов, наблюдается снижение числа иностранных учащихся в образовательных учреждениях изучаемого региона [1]. Исходя из данных оперативной статистики Городского совета по делам иностранных учащихся, число иностранных учащихся в высших учебных заведениях города сократилось с 1526 до 1198 человек в 1991 и 2010 годах соответственно и составляет 78,5 % от исходного уровня.
Динамика численности иностранных учащихся
Общая тенденция снижения числа обучающихся иностранных граждан не в полной мере отражает механизмы происходящего явления. В графике 1 приведена динамика численности иностранных учащихся по четырем учреждениям высшего профессионального образования города, на которые в 1991 году приходилось 98,0 % от общегородского числа иностранных учащихся (90,7 % в 2010 году). Все эти вузы в настоящее время имеют аккредитационный статус университета и длительный (еще до 1991 года) опыт работы с иностранными учащимися. Для удобства восприятия в графике отражен каждый третий год, начиная с 1991, число иностранных учащихся в котором принято за 100 %. Из этических соображений наименования учебных заведений заменены на обезличенное понятие
«вуз № ...».
Как видно из графика, изменение численности иностранных учащихся в различных образовательных учреждениях носят разнонаправленный характер. Так, для вуза № 1 характерно постоянное снижение числа обучаемых граждан иностранных государств достигшее за 20 лет практически нулевого уровня (в 2009 году там обучалось 6 иностранцев!). Ситуация в вузах № 2 и № 3 достаточно похожая, после достаточно длительного нарастающего снижения числа обучающихся иностранцев, начиная с 2000-2003 годов, в этих образовательных учреждениях произошел перелом неблагоприятной тенденции использования возможностей академической мобильности иностранных граждан для участия вуза в экспорте образовательных услуг. При этом к 2009 году вуз № 3 достиг показателей 1991 года (100,30 %), а вуз № 2 их значительно превысил (170,00 %). При этом для вуза № 3 рост является устойчивой тенденцией, продолжающейся и в 2010 году (107,60 % от показателей 1991 года), тогда как вуз № 2 в 2010 году снизил свои результаты до 149,20 % от уровня 1991 года.
Особняком стоит в этом ряду вуз № 4. Наблюдается резкий подъем числа иностранных учащихся до 1997 года, с последующим снижением до 2003 года, подъем в период 2003 - 2006 годов вновь сменился падением числа иностранных учащихся в этом вузе. Тенденция снижения числа обучающихся иностранных граждан продолжилась и в дальнейшем, составив соответственно 96,88; 81,04 и 72,08 % в 2006, 2009 и 2010 годах (все показатели как и выше представлены в процентах к числу обучающихся в 1991 году - 100 %).
Таким образом, все четыре вуза в период 1991-2010 годов находились в одинаковых условиях воздействия факторов, являющихся внешними, внесистемными по отношению к системе вуз - иностранный учащийся, однако продемонстрировали три различных результата деятельности по экспорту образовательных услуг, что позволяет заключить, что одной из возможных причин этого являются внутрисистемные факторы и их взаимодействие.
В таблице приведены некоторые факторы взаимоотношений в системе вуз - обучаемый, которые, по нашему мнению, могут оказывать влияние на привлекательность учебного заведения для иностранных учащихся. Оценка наличия и степени выраженности указанных факторов производилась путем экспертной оценки.
Некоторые внутрисистемные факторы, влияющие на эффективность работы вуза по экспорту образовательных услуг
№ п/п |
Внутрисистемные факторы |
Вуз № 1 |
Вуз № 2 |
Вуз № 3 |
Вуз № 4 |
1. |
Организация преподавания новых специальностей, представляющих интерес для иностранных учащихся |
Нет |
Постоянно |
Постоянно |
Частично |
2. |
Функционирование подготовительного факультета для иностранных граждан |
Прекращение работы с 1993 - |
Да, с 2000 года |
Да, с 2000 года |
Нет |
3. |
Обособленное обучение в отдельных группах и потоках |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
4. |
Численность российских граждан, обучающихся на внебюджетной основе1 |
Высокая |
Средняя |
Средняя |
Очень высокая |
5. |
Создание улучшенных бытовых условий для проживания иностранных учащихся |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
6. |
Возможность обучения на последипломном этапе |
Да |
Да |
Да |
Да |
7. |
Жесткие требования к соблюдению договорных обязательств |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
8. |
Работа с посредническими структурами |
Не ведется |
Проводится с 2003 года |
Проводится эпизодически |
Ужесточение требований в 1998 и в 2007 годах |
9. |
Ориентация на работу с госбюджетными иностранными учащимися |
Да |
Сочетание бюджетных и внебюджетных |
Сочетание бюджетных и внебюджетных |
Попытка увеличить число госбюджетных учащихся с 2007 года |
10. |
Ориентация экспорта образовательных услуг на фиксированные регионы |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
11. |
Наличие специфических, (внутриведомственных) правил и нормативов по работе с иностранными учащимися |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
12. |
Понимание администрацией вуза специфических особенностей обучения иностранных учащихся, влияющего на политику вуза в области развития экспорта образовательных услуг |
Да |
Да |
Да |
Да |
По вполне понятным причинам, количественное выражение интенсивности действия различных факторов оказалось весьма затруднительным, однако даже качественный подход позволяет прийти к определенным заключениям.
Для всех сопоставляемых образовательных учреждений характерен различный и разнонаправленный комплекс взаимодействующих факторов внутрисистемного характера.
Так, применительно к вузу №1 наблюдаются следующие соотношения внутрисистемных факторов: вуз не занимается созданием новых, популярных среди иностранных учащихся специальностей; вуз прекратил функционирование подготовительного факультета для иностранных граждан; вуз не ведет работу по привлечению посреднических структур и ориентирован на работу с учащимися, обучающимися за счет федерального бюджета РФ; в вузе достаточно высок удельный вес российских граждан, обучающихся на основе договоров с возмещением затрат; существует ряд внутриведомственных документов учредителя вуза, ограничивающих возможности экспорта образовательных услуг.
Вуз № 4, в силу ограниченных возможностей, лишь частично организует изучение новых, популярных среди иностранцев специальностей; в вузе дважды - в 1998 и в 2007 годах резко ужесточались требования к работе посреднических структур; существует ряд внутриведомственных документов учредителя вуза, ограничивающих возможности экспорта образовательных услуг; в вузе самый высокий из четырех вузов удельный вес российских граждан, обучающихся на основе договоров с возмещением затрат; вуз не идет по пути создания улучшенных бытовых условий для обучающихся иностранных учащихся.
В вузах № 2 и 3 внутрисистемные факторы действуют практически одинаково. Оба вуза занимаются организацией преподавания новых специальностей, представляющих интерес для иностранных учащихся; в них функционируют подготовительные факультеты; они ориентированы на сочетание обучения как договорных, так и госбюджетных иностранных граждан; и тот и другой вуз начиная с 2003-2004 года привлекает к работе по набору иностранных учащихся посреднические структуры на взаимовыгодных рыночных условиях; доля платных российских учащихся в вузах №2 и № 3 уступает таковой в вузах № 1 и № 4; учредители вузов не вводят дополнительных требований к организации образовательными учреждениями экспорта образовательных услуг (по сравнению с общероссийскими).
Все изучаемые образовательные учреждения обеспечивают выпускникам и дипломированным специалистам возможность для последипломного усовершенствования, переподготовки и обучения; как правило (кроме вуза № 2), образовательные учреждения не ограничивают зону своих интересов отдельными регионами и обучают студентов из всех возможных стран.
Во всех четырех образовательных учреждениях существует полное понимание администрациями вуза специфических особенностей обучения иностранных учащихся, влияющих на политику вуза в области развития экспорта образовательных услуг.
Таким образом, сочетание и направление действия внутрисистемных факторов, действующих внутри системы «образовательное учреждение - учащийся», оказывает выраженное влияние на эффективность работы по модернизации и повышении эффективности экспорта образовательных услуг российской высшей школы.
Список литературы
- Казарин Б.В., Кобелева Е.Е. Структура контингента иностранных учащихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9. - С. 202-204.
- Основные положения Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях: (одобрено Президентом РФ В.В. Путиным 18 окт. 2002 г.).
- О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования. Постановление Правительства Российской Федерации №638 от 25 августа 2008 года.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. №1340-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы».
- Рождественский А.В. Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы // Материалы совещания-семинара проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. -М., 2009. - С. 9-12.
- Шевченко А.В. Основные тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях в 1960-2003 гг.: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2006. - С. 203.
[1] «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002, Москва, № 393.
[2] Исследования проводились на «модели» одной из экономически и социально благополучных территорий Юга Российской Федерации, вузы которой имеют богатый многолетний опыт обучения иностранных граждан - городе Краснодаре.