Разработанная экспертами Межнационального центра исследования концепции исследования качества жизни в педиатрии открывает широкие новые возможности к оценке здоровья детского населения его мониторинга и качества лечебных мероприятий [1, 2, 3].
Параметры качества жизни, оцениваемые на субъективном уровне самим ребенком, либо лицами его ближайшего окружения, может служить дополнительным элементом, составляющим понятие «здоровье». Однако, для использования инструмента оценки качества жизни в различных сферах здравоохранения необходимо иметь показатели качества жизни здорового детского населения определенных регионов. В связи с этим в данном фрагменте работы была поставлена цель изучить показатели качества жизни подростков в возрасте 15-17 лет, проживающих в г. Майкопе (Республика Адыгея).
Материал и методы исследования
Были проанкетированы 48 школьников методом случайной выборки, проживающих в г. Майкопе. Среди обследованных были 23 юноши и 25 девушек в возрасте 14-17 лет. Для оценки качества жизни был использован детский вариант опросника для детей 13-18 лет «Peds QLTM 4.0» [4]. Русская версия разработана коллективом Межнационального центра исследования качества жизни России и любезно предложена авторам исследования. Опросник включает в себя 6 шкал: физического, эмоционального, социального и ролевого (или жизнь в школе) функционирования. Шкала психосоциального функционирования и общая шкала представляет из себя производные из указанных шкал. Наиболее высокая оценка состояния оценивается в 100 баллов, а наиболее низкая в 0 баллов При анализе ответов на вопросы было выявлено 0,18 % незаполненных ответов. Статистическая обработка проведена с помощью пакета программ «Биостат» с использованием корреляционного анализа и критерия Стьюдента с вычислением среднего (Mcp), стандартного отклонения (± SD), стандартной ошибки среднего (± mo).
Результаты исследования. Анализ результатов оценки качества жизни у юношей показал, что наиболее высокий показатель выявлялся по шкале социального функционирования (94,3 ± 1,7), после которого следовал показатель шкалы физического(89,9 ± 2,1) и эмоционального (73,3 ± 4,2) функционирования. На последнем месте у юношей оказалась шкала «жизнь в школе» или ролевое функционирование (70,4 ± 4,0).
По всей вероятности, подобное распределение приоритетов связано с этапом проявления лидерских качеств юношей, стремлением занять социально-значимое положение в своем сообществе и стремлением достигать поставленные цели.
Анализ корреляционных взаимосвязей выявил интересные факты. Так, показатели шкалы физической активности достоверно коррелировали с показателями шкалы эмоционального функционирования (r = 0,42; p < 0,04), социального функционирования (r = 0,62; p < 0,002), ролевого функционирования (r = 0,55; p =< 0,008) и психологического состояния (r = 0,59; p < 0,004). В свою очередь показатели шкалы психологического состояния в высокой степени коррелировали с показателями шкалы жизни в школе (r = 0,90; p < 0,0001).
Кроме того установлена достоверная связь между шкалой эмоционального функционирования и жизнью в школе (r = 0,75; p < 0,0001). Однако достоверная связь показателей шкал эмоционального функционирования и социального функционирования отсутствовала (r = 0,20; p < 0,3).
Исходя из полученных данных можно отметить весьма доминирующее положение шкалы физического функционирования со всеми другими шкалами, включая и шкалу «психологическое состояние». Наличие связей шкал эмоционального функционирования и жизни в школе диктует необходимость формирования «правильных» коллективов с тем, чтобы оказывать благоприятное влияние на формировании эмоционального фона личности ребенка. Эту же мысль мы можем подтвердить наличием выявленных связей между параметрами шкалы психологического состояния и жизни в шкале.
В группе девушек из 4-х основных шкал наиболее высокие показатели оказались в шкале социального функционирования (93,3 ± 1,5), после которой следовала шкала физического (79,0 ± 3,2) и ролевого (72,6 ± 4,0) функционирования; на последнем месте оказалась шкала эмоционального функционирования.
Корреляционный анализ выявил достоверные связи между шкалой физического и эмоционального функционирования (r = 0,50; p < 0,003),а также шкалой физического функционирования и психологическим состоянием (r = 0,53; p < 0,006). Кроме того, тесная связь выявлена между параметрами шкалы ролевого функционирования (жизнь в школе) и шкалой психологического состояния (r = 0,70; p < 0,001). Слабая, но достоверная связь обнаружена между показателями шкалы социального функционирования и психологическим состоянием (r = 0,59; p < 0,001).
Анализ полученных данных юношей и девушек показал, что и у юношей и у девушек доминирующими шкалами является социальное и физическое функционирование, однако уровень оценки их был различен. Так, показатель физического функционирования был достоверно (p < 0,012) выше у юношей, однако показатели шкал социального функционирования достоверно не отличались (p < 0,62). В то же время выявлялись существенные различия в исследуемых группах.
Если у юношей между эмоциональным функционированием (жизнью в школе) выявлялась достоверно высокая корреляция (r = 0,75; p < 0,0001), то у девушек, напротив, такой корреляции не определялось(r = -0,01; p > 0,9).
У юношей устанавливается достоверная высокая корреляционная связь между шкалами физического функционирования и социального функционирования (r = 0,62; p < 0,002), однако у девушек нет даже тенденции к такой корреляции (r = 0,17; p > 0,3).
Если у юношей выявлялись корреляционные связи между шкалами физического функционирования и жизни в школе (ролевого функционирования) (r = 0,55; p < 0,008), то у девушек такой связи не определялось (r = 0,27; р < 0,1).
Таким образом, у юношей выявляются более стабильные и тесные корреляционные связи между определяемыми параметрами. Особенно важно отметить зависимости между физическим функционированием и социальным, эмоциональным функционированием. Это лишний раз доказывает необходимость совершенства физического состояния подростка, как способа воздействия на другие свойства личности.
Отсутствие у девушек большинства корреляционных связей, характерных для юношей, возможно связано с их активной гормональной перестройкой организма, направленных на обеспечение репродуктивной функции. С другой стороны, указанная «расбалансировка» межсистемных связей делает организм в этом периоде весьма уязвимым к действию социально-бытовых факторов.
Список литературы
- Новик А.А., Ионова Т.И. Исследования качества жизни в педиатрии/ Под ред. академика РАМН Ю.Л. Шевченко. - М.: Издание РАЕ, 2008. - 103 с.
- Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / под ред. академика РАМН Ю.Л. Шевченко. - 2-е изд. - М.: ОЛМА, 2007. - 314 с.
- Новик А.А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Современные стандарты исследования качества жизни в педиатрии // Вестник Межнационального центра исследования качества жизни. - 2009. - №13-14. - С. 6-12.
- Varni I.W., Seid M., Kuptin P.S. The Peds QLTM 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life InventoryTM Version 4.0 // Quality of Life News Letter. - 1997. - Vol. 3. - P. 4-10.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Качество жизни больных с различными нозологическими формами», Маврикий, 18-25 февраля 2011. Поступила в редакцию 14.01.2011.