В целях повышения глобальной конкурентоспособности государства в экономической, научной, промышленной и других сферах деятельности Правительством РФ был взят курс на развитие науки и инноваций в стране. Понятие «инновация» было введено в экономическую науку австрийским ученым Й. Шумпетером, который трактовал этот термин как привнесение изменений в процесс производства, освоение новых методов производства или рынков сбыта продукции. Общепринятая схема инновационного процесса складывается в цепочку «исследования - разработка - производство - выпуск продукции». Как видно из схемы инновационного процесса инновационная деятельность тесно связана как с генерацией, так и с практическим освоением новшеств, новых идей, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. В связи с этим, чтобы оценить инновационную активность Российской Федерации на современном этапе ее развития, следует сделать краткий экскурс в историю отечественной научно-производственной интеграции, а также сравнить уровень инновационной активности РФ с зарубежным.
В работе использованы ретроспективный анализ литературных источников и статистической информации по проблеме интеграции и взаимодействия науки, образования и производства, анализ документальных материалов, сравнительный анализ, метод логических умозаключений. Материалами исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов по данной проблематике, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Организации экономического сотрудничества и развития.
Объединение усилий науки и производства уже долгое время было предметом интереса ученых, политиков, управленцев и предпринимателей. Совместная работа науки и производства в мире началась более 160-ти лет назад с взаимодействия европейских компаний и университетов.
Поводом к рассмотрению возможности научно-производственной интеграции в России послужила происходившая в начале ХХ века индустриализация. Несмотря на рост количества НИИ и вузов фундаментальные и прикладные исследования главным образом сначала осуществлялись Отделением технических наук АН СССР, а затем техническими институтах АН СССР. Поскольку технические институты АН СССР имели профильный характер [4], соответствующий одной из приоритетных отраслей новой экономической политики СССР, внедрение результатов исследований в производственную деятельность трестов, управляемых ВСНХ, разделившимся впоследствии на наркоматы тяжелой, легкой и пищевой промышленности, не составляло проблемы. В 60-е годы ХХ века наблюдалось стремительное увеличение количества научных работников и научных исследований, предпринимались попытки сформировать коалицию науки и производства, примером чего служит так называемый «пояс внедрения» академика М.А. Лаврентьева в Академгородке города Новосибирска, однако, на пути к партнерству науки и промышленности большим препятствием являлись организационные проблемы. Тем не менее, в конце 60-х годов такими экономистами, как В.А. Жамин, Б.И. Ременников и К.И. Таксир были предложены методы совместной работы науки и производства, а также стали появляться, как форма научно-производственной интеграции, первые научно-производственные объединения (НПО) - НПО «Криогенмаш» в Балашихе, НПО «Светлана» в Москве и НПО «Пластполимер» в Ленинграде. НПО зачастую создавались на базе научно-исследовательских институтов, в их структуру также входили опытно-конструкторские и промышленные предприятия, это позволило намного сократить длительность процесса «исследование-производство». Основными целями деятельности НПО были освоение и диффузия инноваций, тем не менее, в оснащении предприятий, входящих в структуру НПО, и остальной промышленности СССР существовал огромный разрыв, а потому повсеместное распространение технических новшеств было практически невозможно. Также в задачи НПО не входила образовательная функция, вследствие чего увеличивался промежуток между настоящими и требующимися производству компетенциями молодых специалистов.
В начале 70-х годов Правительство СССР активно включилось в разрешение организационной проблематики научно-производственной интеграции, вследствие чего в 1973 и 1975 годах были утверждены положения Советом Министров СССР «О некоторых мерах по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» [7] и «Положение о научно-производственном объединении» [8] соответственно. Эти документы определили официальный статус научно-производственных объединений, наметили цели и плановые показатели их деятельности, а также установили источники финансирования работ. В 70-х годах ХХ века, вопреки кризису в сельском хозяйстве и большому отрыву от остального мира в развитии компьютерных технологий и электроники, в СССР был создан значительный научно-технический потенциал, что способствовало развитию научно-производственной интеграции. По данным Большой советской энциклопедии [1] численность аспирантов за период с 1960 по 1975 увеличилась в 2,6 раза, численность научных работников увеличилась в 4 раза, в 1975 году количество ежегодно поступающих рационализаторских предложений возросло в 10 раз по сравнению с 1940 годом, из которых внедрено было 80 %, а общее число научных работников в СССР в 1975 составляло четвертую часть всех научных работников мира на тот момент.
За 70-80-е годы было создано свыше четырех тысяч научно-производственных объединений [10], которые выпускали половину всей промышленной продукции СССР. Вместе с тем стали развиваться и другие формы научно-производственной интеграции - межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), научно-производственные комплексы (НПК) и межотраслевые государственные объединения (МГО), а также в середине 80-х годов, по причине неудовлетворительной для промышленной сферы подготовки молодых специалистов, стали создаваться учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) реализующие цепочку фаз «образование-наука-производство».
В 90-е годы в связи с политическими и экономическими реформами и ликвидацией структур Госплана и Госснаба сферу интеграции науки и производства настиг глубокий кризис. За последнее десятилетие ХХ века произошла дезинтеграция большинства научно-производственных объединений и межотраслевых научно-технических комплексов, существенно уменьшились расходы на фундаментальные, прикладные исследования и НИОКР, сократилась численность научных работников, многие ведущие ученые эмигрировали за границу. По данным Госкомстата [6] число патентных заявок (табл. 1), поданных в России к концу ХХ века стало одним из самых низких среди развитых стран.
Попытки возрождения отечественной науки начались с повышенного внимания Правительства Российской Федерации к разработке проектов строительства технопарков в начале ХХI века. И хотя первый технопарк был построен в Томске в 1990 году, а за последующее десятилетие было сформировано более 50-ти научных парков, многие из них не отвечали международным стандартам и не работали эффективно на практике по итогам аккредитации, проведенной в 2000 году [11]. В марте 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», согласно которой [2] к 2010 году планировалось «создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой». Создание технопарков в России вызывало многие проблемы, как например, нежелательный излишний рост плотности населения в местности строительства технопарка, переход ученых из академической среды в коммерческие структуры технопарка, экологические угрозы, нехватка земли в некоторых районах строительства и иные. В 2009 году было сокращено бюджетное финансирование государственной программы создания технопарков, а затем по итогам совещания Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий [9] прекращено до 2014 года финансирование создания нескольких технопарков.
Таблица 1
Количество патентных заявок, поданных в России и странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1998 г.
Поступило патентных заявок в национальные патентные ведомства |
Поступило патентных заявок в зарубежные патентные ведомства |
|
Австралия |
56469 |
94277 |
Австрия |
145927 |
35034 |
Бельгия |
111547 |
46858 |
Великобритания |
135938 |
381096 |
Германия |
149493 |
543683 |
Дания |
112386 |
61584 |
Ирландия |
112145 |
14712 |
Испания |
113916 |
28721 |
Италия |
109341 |
102030 |
Канада |
64707 |
112738 |
Корея |
121632 |
38338 |
Нидерланды |
111899 |
134750 |
Россия |
21362 |
21941 |
США |
254478 |
2105554 |
Финляндия |
112124 |
105096 |
Франция |
123167 |
244824 |
Швейцария |
111109 |
119799 |
Швеция |
113377 |
205547 |
Япония |
434416 |
434804 |
Проведение инновационной деятельности требует от государства крупных затрат и вместе с тем сопровождается большими рисками. Одними из основных показателей инновационной активности государства являются отношение затрат на исследования и разработки к ВВП и количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Наибольшие расходы на НИОКР несет Израиль - 4,53 % к ВВП, за ним следуют Швеция - 3,73 % к ВВП и Финляндия - 3,45 % к ВВП, по данным Организации экономического сотрудничества и развития [12] на 2008 год Российская Федерация выделила на проведение исследований и разработок 1,03 % к ВВП, по информации Федеральной службы государственной статистики - 1,12 % к ВВП на 2007 год [3], что, в связи с ростом ВВП, является существенным увеличением затрат в сравнении с расходами на развитие науки и технологий - < 1 % к ВВП - в конце последнего десятилетия ХХ века.
Патенты также играют важную роль в оценке эффективности исследований и разработок и инновационной активности. По данным Роспатента [3] количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретения (табл. 2) после кризиса 90-х годов неуклонно росло, достигнув двукратного увеличения за период первого десятилетия XXI века, что говорит о растущей инновационной активности.
Таблица 2
Количество поданных патентных заявок на изобретения в России
Год |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Количество заявок |
19992 |
21362 |
24659 |
28688 |
29989 |
29225 |
30651 |
30192 |
32254 |
37691 |
39439 |
В настоящее время в России наметилась тенденция научно-производственной интеграции в виде формирования учебно-научно-производственных структур в виде совместно работающей триады «образование-наука-производство» на базе развития инноваций. Правительством РФ поддерживаются стремления науки и производства взаимодействовать в целях стимуляции инновационной деятельности: на базе ВУЗов создаются инновационно-технологические и бизнес-инкубаторы, а также осуществляется поддержка малого инновационного предпринимательства. Проекты формирования организационно-экономических механизмов данных интегрированных структур в РФ разрабатываются в МГУ (моделирование развития Научного парка МГУ), ОрГТУ (разработка проекта интегрированного учебно-научно-производственного комплекса на базе ОрГТУ), НГТУ (формирование многоотраслевых инновационных интегрированных структур), УГАТУ (организация инновационных промышленных объединений), КГУ (интеграция науки и производства на основе создания региональных научно-образовательных комплексов) и многих других университетах страны. В будущем Правительством РФ планируется [5] развитие механизмов научно-производственной интеграции в инновационной сфере, увеличение количества молодых ученых - «удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36 % к 2016 г.», увеличение бюджетного финансирования проектов частно-государственного партнерства, привлечение частных и зарубежных инвестиций в сектор исследований и разработок, к 2016 году намечается рост количества малых инновационных предприятий до 120, увеличение удельного веса предприятий, осуществляющих технологические инновации до 20 %, а также рост удельного веса производимой ими инновационной продукции: в общем объеме продаж промышленной продукции до 18 %, в экспорте промышленной продукции до 15 %.
Список литературы
- Большая Советская Энциклопедия. -3-е изд. - М., 1969-1978. - Т. 1-30. - 5 электрон. опт. дисков {CD-ROM}.
- Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий: государственная программа. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.06 № 328-р.
- Индикаторы науки. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - С. 108.
- Козлов Б.И. Вклад академии наук в индустриализацию России // Вестник Российской Академии наук. - 2000. - Т. 70, №12. - С. 1059-1068.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.
- Наука в России: Стат. сб. / Госкомстат России. ЦИСН. - М., 2001. - 109 с.
- О некоторых мерах по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. - Март, 1973 года. - Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 9. - М.: Политиздат, 1974. - С. 415-426.
- Положение о научно-производственном объединении: постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. - СП СССР, 1976. - № 2. - С. 13.
- Протокол решения Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий от 10 июля 2009 г. № П13-4-08-845вн.
- Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - 416 с.
- Технопарки как инструмент интенсификации развития производства // Официальный сайт рейтингового агентства Эксперт РА. URL: http://www.raexpert.ru/researches/technopark/ (дата обращения: 08.01.2011).
- OECD Science, Technology and Industry Outlook 2010. - Paris: OECD Publishing, 2010. - 260 p.