Современной философией культура рассматривается как технология человеческой деятельности, накопление и передача человеческого опыта, а также его оценки и осмысления. При этом рассматривается и личностный аспект человека, т.е. повышение его потенциальных возможностей. Создавая материальные и духовные культурные ценности, внося полезные и гуманные, новаторские и творческие решения в различные сферы деятельности человек утверждает прогресс в обществе [7]. В современном все усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую роль физической культуры и спорта являющейся частью общей культуры принимающей участие в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия к спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. Что касается взаимоотношений человека, и культуры в современном обществе: то можно сказать о том, что человек преобразуя окружающую среду при помощи культуры, создает новые детерминанты своего поведения и преобразует самого себя т.е. культура выступает в роли медиатора между человеком и природой, человек в мире культуры из биологического существа превращается в личность, благодаря чему человек уже находится в центре культуры.[2] Cегодня, когда физическая культура, спорт в силу объективных тенденций развития мировой цивилизации стали значимыми компонентами образа жизни современной молодежи, частью ее культуры в сфере физкультурного образования, возрастает потребность в культурологических методиках, связанных с формированием духовных способностей человека в процессе развития его физических кондиций. Физическая культура и спорт также являются продуктом исторического и философского развития общества. В этом контексте физическая культура рассматривается не только как культура тела, но и как совокупность материальных и духовных ценностей.[5] Философский подход к анализу развития техники связан с новой формой экзистенции человека в технократическом и информационном обществе. Условия современности связанны с созданием и расширением технической среды и человеко-машинного общества, формированием и укреплением технократических тенденций развития. При этом происходит новая трансформация качества, с помощью воздействия искусственной, технической системы на окружающий мир. Философия техники - это область знаний, которая в последние десятилетия стала выделяться в новую науку, но сама техника стала предметом философской рефлексии с давних времен [4]. Современная философия исследует проблему человека, создающего и использующего технику. Философия спортивной техники только сейчас ставит свои проблемы и намечает пути их дальнейшего решения. Под воздействием технической среды меняется менталитет людей, стираются этнические различия. Однако наблюдаются противоречивые процессы и возникают «антитехнические» течения [9]. В этом техническом мире человек вынужден реализовывать свои творческие способности, как по законам природы, так и по законам информационно-технической среды. Характерной чертой философии техники в наши дни является то, что она со всем комплексом современных проблем (научных, экономических, социальных, педагогических, медицинских, физкультурных и др.) развивается в различных направлениях и ею занимаются не только сами философы, но и представители других специальностей, которые стремятся философски осмыслить и влиять на их конструктивное оформление и дальнейшее применение в различных сферах деятельности человека. [3]. В поле зрения философии техники входит прежде всего проблема влияния технического прогресса на повышение благосостояния людей. Техника является частью мировой культуры, она - составная часть нашего жизненного мира, экономики, политики, межнациональных интересов и, конечно же, спорта. Философия воздействует на те науки, предмет изучения которых - человек. Поэтому с развитием науки о физической культуре и спорте, накоплением все большего объема знаний возрастает необходимость их осмысления с позиций системы ценностей (аксиологии) и кинезиологии (науки о движениях). В условиях научно-технического прогресса важное значение приобретает адаптация человека к изменяющимся условиям внешней среды и производства. В ходе социально-экономических и технических преобразований человек воссоздает «вторую среду» - искусственную жизненную среду, существенно отличающуюся от естественной (природной). Можно сказать, что развитие техники идет более быстрыми темпами, чем развитие духовного мира человека. Возникает проблема принятия человеком безошибочных решений, связанных с современными производственными условиями - оперативная оценка ситуации, быстрая реакция. При автоматизации производственных процессов изменяется система движений работника, повышаются требования к двигательному потенциалу человека, существенно усиливается роль координационного компонента в его движениях. Для улучшения своей деятельности в быту, в рекреационных занятиях и в производстве человек издавна создавал и применял различные технические средства (ТС). В ходе эволюции человека, технических преобразований эти средства непрерывно усложнялись и совершенствовались. То же самое происходило и с созданием спортивного инвентаря и тренажеров. Технократическая стадия в спорте характеризуется новацией, созданием нового знаний, структур, процессов. Это выражено в поиске новых технологий, оборудования, инвентаря, экипировки, спортсооружений, области фармакологических систем, методик тренировки, достижений в области науки для получения пространственно-временных показателей и объективных данных о состоянии организма при выполнении физических нагрузок, систему устройств и приспособлений для рекреационных занятий. Спорт соответственно реагирует на это явление культом рекордов. В таком обществе роль техники - в том числе спортивной - не просто усиливается, но абсолютизируется, где человеку будет суждено занять место «слабого звена». При конструировании устройств и тренажеров привлекаются новые знания из эргономики, биомеханики, инженерной психологии, дизайна. В настоящее время созрела необходимость в формировании новых научных направлений, которые изучали бы человека и его деятельность в условиях выполнения физических упражнений с применением технических средств. Развитие таких научных направлений может обеспечить обширный спектр логико-вычислительных и управленческих функций в повышении уровня кондиционных качеств и овладении двигательными навыками [8]. Современная спортивная техника является компонентой в системе «окружающая среда - человек», и подчиняется эта система единым механизмам управления и взаимодействия для достижения желаемого результата в спортивной тренировке и поддержания работоспособности человека при работе в космосе, под водой, в экстремальных географических регионах и в обычной трудовой деятельности. Весь спектр технических средств в ФК и спорте можно отнести к антропотехнике , так как она предназначается для благ человека.[6]. Области ее применения - физическое воспитание, рекреация и реабилитация, физическая подготовка и спортивная тренировка. Средства ФК и спорта, направлены на то, чтобы создать более благоприятные условия для индивида в его самореализации в обществе и способствовать экономической эффективности. Следует также сказать о взаимосвязи тренировок с раскрытием максимальных и сверх максимальных физических возможностей человека. Спорт высших достижений создает идеальные условия для научного познания сверх максимальных человеческих возможностей -важнейшей сферы самореализации человека [1]. Своё предназначение и сущность спорт реализует в рамках физической культуры, а не вне них. Он выступает в поведенческих, символических, знаковых ,вербальных ,идеальных ,вещных формах. В cпорте человек к реализует свои способности в различных аспектах биологическом, социальном, психологическом, культурном, а так же когнитивном, (мышление) аксиологическом, конативном (деятельностный), т.е. рассматривается, как биопсихосоциальное единство. У общества, которое хочет не только выжить, но и успешно развиваться в современном мире, нет другого пути кроме самосовершенствования человека с помощью средств культуры. В решении этой проблемы физическая культура и спорт занимают свое реальное и достойное место.
Список литературы
- Антропомаксимология за «круглым столом» журнала // Теор. и практ. физ. культ. - 1979. - № 10. - С. 41-47.
- Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. - 1996. - № 1. - С. 4-7.
- Косевич Е. Физическая культура как философская рефлексия активизации двигательной деятельности // Физическая культура, спорт, туризм - в новых условиях развития стран СНГ: Межд. науч. конгресс. - Минск, 1999. - С. 148-150.
- Кузнецов В.В. Спорт - основной фактор научного познания резервных возможностей человека // Теор. и практ. физ. культ. - 1979. - № 3. - С. 45-48.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
- Лойко А.И. Модернизация деятельности: философско-аксиологический аспект. - Минск: Право и экономика, 1997. - 160 с.
- Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта - Киев: Здоров´я, 1989 - 270 с.
- Муравьев В.И., Сулейманов И.И. Предметная область философского и социологического знания о физической культуре и спорте и его основные элементы // Теор. и практ. физ. культ. 1991. - № 7. - С. 5-7.
- Новосельцев В.Н. Организм в мире техники. Кибернетический аспект. - М.: Наука, 1989. - 240 с.