В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начальной школы описаны планируемые результаты освоения междисциплинарных программ, среди которых присутствует ряд универсальных учебных действий, связанных с речью. Это строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Важнейшие изменения в речи учащихся связаны со становлением их учебной деятельности. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности ставит ребенка перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т.е. порождает содержательные мотивы общения.
Тем не менее, задача развития речи не утрачивает своей самостоятельности и актуальности в условиях современного обучения. Очень важно научить детей строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции. Последнее предполагает приобретение умения понять тему, выбрать, систематизировать и синтезировать необходимый материал, совершенствовать и «редактировать» собственный текст.
Развитие речи мы понимаем как процесс приобретения необходимых для выражения знаний, потребностей и эмоций, языковых средств, в тесной взаимосвязи с общепсихическим развитием. Это означает не механическое владение определенной суммой знаний о структуре языка, а непрерывное обогащение уже имеющихся в наличии средств.
Живое речевое общение, как и процесс усвоения знаний в целом, немыслим без обращения к эмоционально-волевой сфере психической жизни ребенка. Обогащение чувств и эмоций учащихся является основой для формирования навыка связной речи.
Кукольный театр (как форма) своим словом, музыкой, своими художественными образами-персонажами, оформлением, влияет на формирование у первоклассников связной речи, художественного вкуса, ненавязчиво вырабатывает нравственные качества.
Работа с куклой помогает детям опосредованно выразить себя, так как дети стеснительны, а за ширму можно спрятаться! Это очень важно в нашем случае: ребенок чувствует себя в безопасности, и это придает ему смелости. Роль ширмы в развитии коммуникативных навыков представляется очень важной.
Разыгрывание сказки с помощью куклы помогает ребенку научиться выступать перед большой группой школьников и взрослых, заучивание и пересказ текста - хорошая тренировка речи и памяти.
Самостоятельная работа первоклассников по изготовлению кукол и декораций заключает в себе возможность всестороннего развития ребенка. Эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.
Цель кружковой деятельности: формирование связной речи первоклассников посредством кукольного театра.
Задачи программы:
1) формировать речевую культуру первоклассников;
2) способствовать коммуникативной активности детей в совместной деятельности;
3) учить учащихся пользоваться различными художественными и пластическими техниками, материалами и средствами;
4) развивать воображение и креативность.
Основные методы работы с учащимися:
1) методы формирования связной речи (беседа и диалог, описание и повествование, говорение и проговаривание, тренировка мелкой моторики рук);
2) метод познавательной игры (театральные этюды);
3) метод контроля, самоконтроля и самооценки.
Программа кружка включает в себя три этапа:
1) подготовительный, который включает в себя экскурсии в «Театр актера и куклы», знакомство с различными видами кукол (перчаточные, плоскостные, куклы-дергунчики, пальчиковые, марионетки) и мини-спектакли с ними;
2) основной, включает в себя ознакомление со сценарием сказки, распределение и заучивание ролей, репетиции, изготовление кукол и бутафории к спектаклю, оформление ширмы и афиши;
3) заключительный, включает в себя показ спектакля одноклассникам, родителям, гастроли с представлением в детский сад, а так же урок подведения итогов «Что я знаю о театре».
В разработанной программе использовались следующие приемы, игры и упражнения: беседа, диалог, сочинение сказок и рассказов, заучивание, проговаривание; игры-драматизации, театральные этюды; пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики; работа над мимикой, жестами и интонационной выразительностью; расширение тембрального диапазона.
Программа построена с учетом возрастных особенностей и актуализации потребности в речевых высказываниях, что стимулирует речевое развитие первоклассников, способствует большей связности речи, активизирует речевой потенциал.