О географии часто говорят как о системе наук. История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время ее предмет, задачи и методы исследований неоднократно изменялись. Особенно большие изменения произошли в географической науке в последние десятилетия, когда из преимущественно описательно и справочно-энциклопедической она стала превращаться в конструктивную науку. Ныне основная задача географии заключается в нахождении путей решения противоречий, возникающих в системе «человек - природа - хозяйство - окружающая среда», причем на разных территориальных уровнях.
Главной задачей географии является изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Отсюда вытекает и значение географии, как единственной дисциплины, относящейся одновременно и к естественному, и к общественному наукам. Широкий охват проблем взаимодействия природы, населения и хозяйства (общества) позволяет ей:
1) комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся, с тем как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях;
2) формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
В широком смысле основная цель географии заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.
Составной частью экологической культуры является экологическое образование. Разработаны общие подходы к содержанию экологического образования личности и общества за составление и улучшение социоприродной среды. Вскрывая понятия и взаимосвязи явлений природы, школа формирует у учащихся диалектический взгляд на природу, согласно которому рассматривается в состоянии непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития.
Реализация географического образования лежит на пути глубокой интеграции знаний. Именно здесь и следует указать на определяющую роль интегративного философского подхода не только в исследовании проблем экологической опасности, но и в формировании стройной и эффективной системы обучения и воспитания.
Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
С позиции культурологического подхода функции географического образования могут быть переориентированы:
- с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т.д.;
- с развития «знаниевой» культуры на развитие личности (как цели и результата географического образования) - ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, саморазвития.
Под географической культурой мы понимаем социальное и индивидуальное качество личности, отражающее ценностное и личностное отношение к живой природе, здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе участия в духовно-практической деятельности по их познанию, освоению, преобразованию и сохранению. Географическая культура личности - система жизненных ценностей, опирающихся на знания о природе Земли, причинах ее разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности, регулирующая поведение школьника в процессе взаимоотношений «человек - природа - общество - культура».
Географическая культура включает четыре основных компонента:
I. Географическую картину мира.
II. Географическое мышление.
III. Методы географии.
IV. Язык географии.
Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. Современная система географического мышления состоит из 4-х компонентов (рисунок).
Схема географического мышления
Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования - комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
Культурологический подход (как общенаучный метод познания), который позволяет рассматривать географическое образование как феномен культуры, а формирование культуры выпускника и учителя как его конечную цель. Основываясь на этом подходе, можно разрабатывать модель структуры культурологического содержания географии, как системы содержательных взаимосвязанных компонентов. В структуре модели выделены три составляющие: ценностная - система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности по освоению географической культуры; творческая деятельность учащегося как составляющая географической культуры.
Географическое образование в настоящее время становиться основой становления географической культуры. Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной дом для себя и будущих поколений?».