Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. В то время как в России довольно высокий уровень безработицы - порядка 2 миллионов человек, мигранты ежегодно переводят на родину миллиарды долларов. В то же время, по прогнозным данным к 2020 году дефицит кадровых ресурсов может достичь 14 млн человек. Решение проблем в области внешней трудовой миграции является одним из важнейших направлений российской государственной политики. Усиление же внимания к ним в настоящее время вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера.
Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом. В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах. Это, как правило, экономическая миграция рабочей силы. Ее причина - высокая безработица, охватившая весь мир, и различия в национальных уровнях заработной платы и в условиях труда. На Российских рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Основная мотивация трудовых мигрантов - относительно высокий уровень заработной платы.
По экспертным оценкам, предполагается массовая миграция примерно 400 тысяч человек из Закавказья, 2,9 миллиона - из Средней Азии и Казахстана, 400-500 тысяч человек могут въехать из государств Балтии. Таким образом, в ближайшее время можно ожидать прибытия на территорию России из государств нового зарубежья, по минимальному варианту, 2-3 миллионов человек, по максимальному - от 4 до 7 миллионов [1]. В Волгоградской области из-за рубежа в прошлом году официально трудилось 24 тысячи человек. В этом году квота сократилась всего на 744 человека.
Проведя глубокий социально-экономический анализ, изучив текущую миграционную ситуацию в России и конкретно в городе Волгограде, мной был выделен ряд мероприятий, проведение которых благоприятно способствовало национальной экономике и социальному развитию общества.
- Создать в структуре Роструда отдельное подразделение по работе с обращениями трудовых мигрантов, которое должно тесно взаимодействовать с Федеральной миграционной службой.
- Ввести минимальные нормативы обеспечения трудовых мигрантов в строительстве жильем и питанием, чтобы работникам, живущим на территории, прилегающей к строительном объектам, было гарантировано приемлемое жилье и питание в объеме и ассортименте, которые соответствовали бы продолжительным физическим нагрузкам.
- Пересмотреть требование о постановке на миграционный учет в течение трех дней, чтобы дать трудовым мигрантам больший срок на выбор места пребывания или работодателя.
- На самом высоком уровне публично осудить расизм, ксенофобию и дискриминацию, а также расистские заявления или проявления со стороны государственных чиновников или частных субъектов.
- Создать в посольстве «горячую линию» по вопросам миграции и труда, обеспечив соответствующую подготовку операторов, которые должны предоставлять общую информацию и направлять звонящих к профильным юридическим и социальным службам.
Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что трудовая миграция - процесс объективный и экономически обоснованный. Для самих мигрантов это возможность заработка, возможность найти работу в другом регионе или другой стране, если у себя дома им негде применить свой труд. Для экономики принимающего мигрантов региона или государства это дополнительная возможность привлечения трудовых ресурсов при отсутствии их на местном рынке. Но помимо положительного эффекта трудовая миграция создает и множество проблем. В первую очередь речь идет об оттоке капитала из страны и ухода от уплаты налогов.
В этой связи должны создаваться соответствующие социально-экономические условия. Во-первых, для того, чтобы конкуренция на российском рынке труда не усугублялась за счет притока иностранных работников в и без того сложных экономических ситуациях, а во-вторых, для обеспечения контроля как за деятельностью самих трудовых мигрантов на территории России, так и за деятельностью работодателей, их нанявших, во избежание злоупотреблений.
Список литературы
1. Воробьева О.Д. Трудовая миграция в России. - М.: ЭКОН, 2001.