Трение в подшипниках качения представляет собой сложный физический процесс, обусловленный контактными и общими деформациями соприкасающихся тел, макро- и микрогеометрией поверхностей качения, свойствами смазки, сопротивлением потока смазки или среды, окружающей рабочие элементы подшипника, и механическими свойствами материалов контактирующих пар. Момент трения в подшипнике качения можно представить состоящим из следующих компонентов:
Мтр = Мск + Мгир + Мгис + Мот + Мсеп + Мсм + Мср + Мтем,
где Мск - момент трения, обусловленный дифференциальным проскальзыванием тел качения на площадках контакта; Мгир - момент трения в радиально-упорных, упорно-радиальных и упорных шарикоподшипниках, вызванный гироскопическим верчением или отклонением осей вращения тел качения; Мгис - момент трения, вызванный потерями на упругий гистерезис в материале контактирующих тел; Мот - момент трения, обусловленный отступлениями деталей подшипников от правильной геометрической формы и микрогеометрией контактирующих поверхностей; Мсеп - момент трения скольжения на направляющих бортах, ориентирующих массивный сепаратор, и момент трения, вызванный контактом тел качения с гнездами сепаратора; Мсм - момент трения, обусловленный сдвигом и сбросом смазки; Мср - момент сопротивления при вращении подшипника в воздухе, газовой или жидкостной среде, а также в вакууме; Мтем - дополнительное комплексное увеличение момента трения при повышении температуры.
Общий момент трения может быть точно установлен только экспериментально в условиях приложения начального сдвигающего момента (статический момент трения) или в условиях вращения при небольшой, средней и высокой скоростях (динамический момент трения).