В условиях глобальной информатизации и компьютеризации перед преподавателями кафедры Инженерной графики поставлены следующие задачи:
- облегчить понимание и освоение студентами курса начертательной геометрии и инженерной графики в рамках государственного образовательного стандарта в условиях дефицита времени;
- повысить качество и эффективность подготовки студентов технических специальностей;
- повысить интерес студентов к изучаемым графическим дисциплинам.
Для решения поставленных задач было определено приоритетным направление по совершенствованию традиционных методов обучения при графической подготовке студентов с использованием информационных технологий и средств компьютерной графики.
Особое влияние на профессиональное становление будущих специалистов оказывают графические дисциплины начертательная геометрия и инженерная графика. Они формируют пространственное воображение, логическое мышление, развивают творческие способности, интеллект, необходимые для освоения других дисциплин и в будущей профессиональной деятельности.
В последнее время особое значение приобретает автоматизация чертежных работ, которые требуют приобретение новых навыков работы, присущих компьютерной графике. Современный студент все чаще заменяет традиционную ручку, карандаш и чертежный инструмент на компьютер, превращая его в новый графический инструмент при решении традиционных учебных задач.
А если рассматривать Инженерную графику не просто как сухие начертательную геометрию и черчение, а с точки зрения визуализации технической информации, то значение предмета резко возрастает.
Необходимость приобретения студентами практических навыков применения компьютерных технологий в решении профессиональных задач связана с широким внедрением компьютеров в производство, заменой традиционной технологии создания конструкторско-технологической документации компьютерным делопроизводством.
Компьютер все чаще выступает и как средство обучения, (создаются обучающие программы, учебники, пособия), так и рабочий инструмент (использование прикладных графических программ).
Однако использование компьютера для контроля деятельности студентов при изучении начертательной геометрии и инженерной графики представляется возможным только на этапе контроля теоретических знаний. Это связано с тем, что при проверке графических работ нужно учесть множество факторов: прежде всего правильность геометрических построений, соответствия требованиям стандартов, рациональность решения и нельзя исключать творческих подход.
Использование компьютера в учебном процессе как инструмента для оформления графических заданий меняет отношение студента к предмету в положительную сторону. Работы по начертательной геометрии и инженерной графике, выполненные на компьютере, занимают меньше времени на оформление чертежа, упрощают перечерчивание, связанное с неточностью построения. Правильность графического построения определяется осмысленностью действий, точность построений повышается.
В настоящее время на кафедре ведутся разработки по совершенствованию организационно-педагогического и учебно-методического обеспечения инженерной графики в направлении соответствия современному информационному и технологическому прогрессу и современным квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускникам технических вузов.
Основной задачей кафедры на данном этапе является создание учебно-методического комплекса, который позволил бы преподавателям более эффективно организовать учебный процесс и проведение контроля знаний по изучаемым на кафедре дисциплинам.
Разработка и апробация УМК является длительным и трудоемким процессом. Она предусматривает внесение изменений в рабочие программы изучаемых дисциплин в связи с использованием средств компьютерной графики в процессе обучения и при выполнении графических работ. Далее следует создание учебно-методических разработок и методических пособий для облегчения восприятия материала, необходимого для самостоятельной работы студентов, в процессе которой закладываются основы творческого развития.
Также необходимо разработать стендовые и демонстрационные материалы, которые помогут организовать аудиторную работу преподавателя и студента и повысят наглядность и эффективность учебного процесса.
Одним из первых шагов в этом направлении можно считать создание тестов по начертательной геометрии и инженерной графике для промежуточного и итогового контроля и оценки знаний по изучаемым дисциплинам.
При создании изображений тестовых заданий по начертательной геометрии была выбрана программа графического редактора AutoCAD, установленная в компьютерном классе кафедры. Оболочку программы тестовых заданий предложили специалисты-программисты Института Дистанционного Обучения МГТУ.
Для непосредственного выполнения тестов была создана инициативная группа из студентов первого курса технологического факультета под руководством старшего преподавателя кафедры Червоняк Т.Ф. Перед коллективом студентов и преподавателем была поставлена задача: создать базу тестовых данных по начертательной геометрии, провести апробацию на группе студентов, внести изменения, если в ходе проверки работы теста выявятся недостатки.
Ребята приступили к выполнению задания с большим интересом. Во-первых, для них это был первый опыт такой деятельности. Нужно было приобретать навыки работы в программе AutoCAD, которая для всех была неизвестной. Во-вторых, ребята сами только что начали изучать начертательную геометрию, и понимали, какую несут ответственность перед своими сокурсниками, создавая задания. Однако это их не только не остановило, а наоборот, подтолкнуло на углубленное изучение материала.
Поскольку своего опыта такой работы у ребят практически не было, решили сначала изучить процесс создания тестов по другим дисциплинам, затем приступить к созданию своих.
Для начала решено было разбить изучаемый курс по начертательной геометрии на модули. В каждом модуле выделили разделы по темам. В каждом разделе определились с основными моментами, ключевыми словами.
Далее по ключевым словам составили контрольные вопросы, к которым придумали графическое сопровождение. Составили правильные и неправильные варианты ответов. Самым сложным на этом этапе было придумать «неправильные»: ребята признавались, что после того, как они научились правильно решать задачи, придумать неправильные ответы им стало очень трудно.
Следующим этапом работы было внесение в «конструктор тестов» вопросов и рисунков, внесение ответов с пометкой правильных, проверить тест на готовность.
Первый раз тест апробацию прошел в инициативной группе. Ребята проанализировали итоги теста, выявили недостатки, устранили замечания и предложили провести тестирование на «добровольцах» -
студентах - участников студенческой научной конференции, где и представили свою работу как первый опыт научно-исследовательской деятельности.
В заключение следует отметить, что повысить интенсификацию процесса обучения компьютерной графике, по моему мнению, возможно, если строить занятия и разрабатывать задания таким образом, чтобы студенты принимали участие в создании и реализации учебно-методического комплекса по инженерной графике и начертательной геометрии для себя и для последующих поколений студентов. Эта творческая работа будет способствовать не только успешному освоению трудной для них дисциплины, но и формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.