Информационные технологии и микропроцессорная техника уже давно стали неотъемлемой частью самых разных сфер жизни человека. Особенно активно стало расти внедрение этих технологий в область здравоохранения. Врачи on-line консультируют пациентов посредством цифровой техники и телекоммуникаций, диагностическая аппаратура оснащена мощными процессорами, конференции и консилиумы проводятся через интернет. Таким образом, сегодня медицинские информационные технологии приобретают все большую актуальность, а программное обеспечение для медицины становится все более востребованными.
Понимая все это, многие российские компании специализируются на создании автоматизированного рабочего места врача, разрабатывая совместно со своими партнерами самое разнообразное программное обеспечение для лечебно профилактических учреждений (ЛПУ) и программно-аппаратные комплексы. Внедрение медицинских информационных систем способно значительно усовершенствовать рабочие процессы на самых разных уровнях: начиная от отдельных рабочих мест врачей как в отдельном ЛПУ, так до комплексной автоматизации поликлиник и стационаров на региональном уровне.
С 2006 года в рамках национального проекта «Здоровье» во многие российские клиники стали устанавливаться ультразвуковые сканеры Уральского приборостроительного завода «Карис плюс», выпущенные по лицензии компании Esaote S.p.A.. Отличительной особенностью данных аппаратов является закрытое программное обеспечение, фирменный формат сохранения изображений и необходимость перекодировки в популярные растровые стандарты при передачи на ПК с помощью дорогостоящего фирменного программного пакета IMT.LAB software.
Для ликвидации возникающих проблем при эксплуатации оборудования и повышения эффективности работы врача было предложено создание автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста ультразвуковой диагностики (УЗД) на основе персонального компьютера и ультразвукового сканера «Карис плюс». Для этого необходимо было решить следующие основные задачи:
1. Создать соединение между ПК и ультразвуковым сканером, позволяющее захватывать и сохранять на ПК изображения с одним из распространенных растровых форматов типа jpg, bmp, tiff.
2. Разработать автоматизированное рабочее место специалиста УЗД на основе базы данных MS Access, с возможностью создания и сохранения протокола обследования и изображений, захваченных с ультразвукового сканера.
Алгоритм программного обеспечения реализует следующие основные этапы в рамках работы специалиста ультразвуковой диагностики с пациентом:
- создание новой (открытие существующей) карточки пациента для ведения истории обследования;
- выбор профиля исследования и загрузка соответствующего шаблона согласно предполагаемому заболеванию органа человека;
- получение исходных данных исследования;
- сохранение изображений исследуемого органа;
- вывод результатов на печать, сохранение карточки пациента;
- анализ полученных данных и рекомендации.
При этом можно отметить, что программное обеспечение АРМ специалиста УЗД соответствует следующим требованиям заказчика:
- создаёт персональные карточки пациентов, хранить карточки или ссылки на них в собственной или подключаемой базе данных;
- получает изображения с экранов УЗИ-аппаратов, работая в рамках протокола DICOM;
- работает с шаблонами профилей УЗ-исследований;
- создаёт архивные копии картотеки и ведёт их учет;
- осуществляет поиск и выборку из базы данных информации по заданным критериям;
- ведёт статистику по пациентам и группам заболеваний;
- соответствует нормам, регулируемым законодательством РФ, в частности закону №152-ФЗ «О персональных данных».
В перспективе развития программной части автоматизированного рабочего места специалиста ультразвукой диагностики лежит организация работы в режиме «клиент-сервер», для обеспечения работы отделений УЗ-диагностики, функциональной диагностики; интеграция с системой «Электронная регистратура». Конечная же цель данной работы - получение программного обеспечения для учреждений здравоохранения с удобным форматом работы и снижение экономических издержек муниципальных больниц для приобретения и последующего послепродажного обслуживания программы.