На сегодняшний момент, после мирового финансового кризиса, одна из самых тяжелых ситуаций сложилась в строительстве. Докризисная модель экономики, которая работала до 2008 года, работала с помощью трех двигателей роста. Основной двигатель -
приток спекулятивного капитала и, уже только на последнем этапе, прямые инвестиции на фоне укрепляющегося рубля. Кроме того, большую роль играл банковский кредит - как потребительский, так и для инвестиционных целей. И третье - государственные расходы и инвестиции в отдельные отрасли, которые каждый год росли, также стимулировали спрос. На этом экономика росла и перегревалась. К сожалению вернуться к такой модели уже невозможно.
Строительство - является одной из самых инвестиционно-зависимых отраслей и ориентирована на внутренний рынок, вследствие чего с падением внутреннего спроса, не имея существенных экспортных возможностей, оказывается в наиболее тяжёлой ситуации. Сократились инвестиции, программы строительства сдвинулись на более поздние сроки, финансирование текущих проектов сократилось или приостановилось совсем, спрос на услуги строительного рынка замер.
Кризис в строительной отрасли носит не локальный, а системный характер. Спрос на услуги строительной индустрии существенно снижен со стороны и государственных заказчиков, и коммерческих организаций, и частных инвесторов, что свою очередь ведет к сокращению рабочих мест, т.е. к безработице и падению уровня жизни населения, что, в конечном счете, и определяет внутренний спрос. Круг замкнулся.
Целый ряд объективных и субъективных факторов способствовали созданию такой ситуации в строительстве это и сокращение бюджета, и снижение спроса и инвестиций со стороны населения и коммерческих структур, приостановление ипотечного кредитования и кредитования строящихся объектов и т.д.
В нашем регионе не прибавляет спроса на жилищное строительство и решение местных органов власти увеличить налог на имущество физических лиц, что привело к оттоку частных инвестиций на вторичный рынок. Все усилия федерального правительства снизить ставки ипотечных кредитов на несколько пунктов у нас перечёркнуты двухпроцентным налогом на имущество, под который подпадает фактически всё вновь возводимое жильё.
В конце ноября 2008 года на первичном рынке жилой недвижимости Волгограда на различных стадиях возведения насчитывалось более 70 многоквартирных жилых домов, общая площадь которых составила 832,2 тыс. кв. м. Подавляющее большинство этих домов не введены в эксплуатацию и по настоящее время.
В части регулирования строительной деятельности федеральными ведомствами, следует отметить решение о отмене лицензий на строительство и их замене допусками саморегулируемых организаций. Бесконечная смена списка видов работ в вышеупомянутых допусках СРО и непомерно большие суммы взносов при вступлении в СРО нанесли удар по малому бизнесу в строительной отрасли, также как и резкое увеличение с 2011 г. обязательных социальных взносов с фонда оплаты труда.
Государство должно всячески стимулировать отрасль, например такими мерами как: снижение налоговой нагрузки, повышение экспортных пошлин и даже девальвационный эффект. Эти меры позволят отечественным товарам и услугам (не только строительным) конкурировать с китайскими, украинскими, европейскими товарами и рынками рабочей силы. Ставка на строительный сектор объяснима: появление одного рабочего места в строительном секторе, по расчетам правительства, добавляет до 12 новых рабочих мест в смежных отраслях.
На основании вышеизложенного можно предложить следующий пакет антикризисных мер:
1. Обеспечить государственную поддержку конечному потребителю продукции строительной отрасли.
2. Государству взять на себя функции единого заказчика в жилищном и социальном строительстве и обеспечить действенный контроль над действиями монополий, обеспечить защиту инвесторов и прав граждан.
3. Правительству обеспечить поддержку отраслевой науки и последовательно реализовать обновление нормативно-технической базы отрасли, включая реформу технического регулирования. Необходима последовательная интеграция науки и высшей школы с предприятиями и организациями и заводами по производству строительных материалов.
4. Государство должно стимулировать спрос, например, путем оказания помощи ипотечному рынку. Помощь ипотечному рынку это и помощь банкам и программы отсрочек по платежам ипотечным должникам и новые программы льгот на ипотеку. Государство уже оказывало такую помощь, но она не стала высокоэффективной т.к. меры были призваны помочь уже имеющимся должникам, а не снизить цены или простимулировать покупку новых квартир.
5. Компании-производители строительных материалов должны активно совершенствовать и модернизировать производство, расширять деловые контакты и связи с зарубежными (прежде всего, европейскими) компаниями и их объединениями в интересах обеспечения конкурентоспособности отрасли в условиях вступления России в ВТО.
6. Правительство должно вести продуманную бюджетную политику. То есть, мы должны понимать, что мы не просто увеличиваем дефицит бюджета, чтобы раздать деньги Госкорпорациям. Мы должны понимать, что за счёт увеличения дефицита бюджета решаем какие-то стратегические задачи, даём экономике передышку. Финансируем инфраструктуры, строим дороги, аэропорты.
Предприятие со своей стороны так же должно предпринимать меры, которые позволят ему «удержаться на плаву»:
1. Компания может провести реструктуризацию портфеля рыночного присутствия, т.е. провести переориентацию капитала на другие рынки, к примеру, на рынок сельского хозяйства, многие специалисты считают, что эта отрасль быстрее других оправиться от кризиса. Вместо строительства очередного дома направить инвестиции на реализацию проекта строительства какого-нибудь агрокомплекса.
2. Компании необходимо осуществить сокращение производственных, но прежде всего управленческих и административных расходов, т.е. провести оптимизацию производственных и не производственных затрат. Например, компании необходимо сократить штат, накладные расходы. Кроме этого, компания может сократить и занимаемые площади, т.е. собрать все дочерние структуры в головной офис компании. Все это позволит снизить себестоимость продукции, повысить эффективность работы.
3. Строительные предприятия так же могут переключить свое внимание на муниципальные и государственные программы. На сегодняшний день-это одно из приоритетных направлений.
В обычных условиях собственные проекты намного прибыльнее социальных. Однако сегодня отказываться от участия в некоммерческой застройке не стоит: в государственном строительстве низкая рентабельность, но большие объемы. Наконец, если финансирование коммерческих проектов, сегодня, практически остановилось, то стройка по госзаказу оплачивается в полном объеме и в срок. Так, в Волгоградской области федеральный заказ Минобороны позволил относительно спокойно выйти из сложной ситуации таким компаниям как «Юнижстрой» и «ЖБИ-1».
4. Специализированная компания уязвима при изменении рыночных условий, и наоборот - при любых изменениях рыночной ситуации диверсифицированная организация оказывается более продуктивной. Следовательно, чтобы компания могла успешно функционировать, обязательна диверсификация производства.
5. Трудности, в том числе и экономические, всегда проще преодолевать сообща. Поэтому многие компании расширяют, сегодня партнерские программы, обеспечивая тем самым стабильный рынок сбыта для своей продукции. Очевидно, что подобная стратегия позволит производителю сохранить клиентскую базу и минимизировать неизбежные потери.
6. Не отказываться от бартера. Например, строительная компания «Первая генподрядная» заявила, что вместо денег готова принимать в качестве оплаты от заказчиков автомобили, оборудование, материалы, продукты питания. «Рассчитываться продукцией проще, чем деньгами. Во-первых, это экономия на кредитах, времени их получения и процентах. Во-вторых, мы позволяем заказчику сократить затраты на реализацию и увеличить объем продаж. Таким образом, действуя по бартерной схеме, клиент экономит дважды. Мы же получаем свои заказы», - говорит Дмитрий Смородин, генеральный директор компании [1]. И пусть бартер - не идеальная форма расчета, но как временный рабочий инструмент он вполне подойдет многим предприятиям.
Оптимизация затрат, повышение эффективности и качества, поддержка партнеров, расширение сферы деятельности, отраслевая интеграция, грамотная кадровая политика - все это поможет пережить трудные времена с наименьшими потерями. Возможно, многие важные моменты остались без внимания: вопрос слишком объемен, чтобы подводить черту.
Сложившаяся сегодня ситуация в строительстве удручает, но мы можем надеяться на стабилизацию при соблюдении двух основных условий: разумной экономической политики государства, направленной на поддержку сектора реальной экономики, и деловой активности бизнес-сообщества России.
Безусловно - эти предложения субъективное мнение, основанное на информационно-статистических данных, находящихся в свободном доступе, и простых житейских наблюдениях. Не претендуя на истину, а рассматривая данную работу как приглашение к дискуссии, всё - таки хочется надеяться, что предлагаемые пути и решения могут быть использованы для преодоления негативных последствий кризиса.
Список литературы
1. 10 факторов выживания: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vashdom.ru/articles/proplex_59.htm: Дата обращения 08.02.2011.