В основе новых подходов обкатки дизелей после ремонта лежит комплексное исследование трибологических закономерностей приработки материалов основных узлов трения дизелей, общей целью которого является отсутствие повреждений поверхностей трения в ходе обкатки. Был проведен гидродинамический расчет шатунных подшипников (как наиболее нагруженных) дизеля ЯМЗ-238. В результате расчета установлена динамика изменения масляного слоя в подшипниках. Анализ показал, что используемое нагружение не дает желаемого эффекта в первой половине процесса. Контакт поверхностей происходит во второй половине периода обкатки, но при воздействии уже высоких нагрузок и скоростей скольжения, к которым поверхности не подготовлены с начала обкатки.
Полученные выводы основаны на результатах опытов и попыток улучшения режимов обкатки V-образного тепловозного дизеля М753. В результате опытов определили износ с помощью анализа проб масла (из системы смазки дизеля при разных видах нагружения) колориметрическим методом. В ходе исследований видно, что первая половина периода обкатки не дает эффекта приработки, во второй половине периода ‒ трущиеся узлы перегружены. Поэтому именно в этот период происходят задиры на поверхности подшипников. Сравнение результатов по износу с динамикой изменения толщины масляного слоя в шатунных подшипниках исследуемого дизеля М753 позволяет сделать вывод о том, что в первой половине обкатки сохраняется устойчивое жидкостное трение и не происходит процесса приработки. Такой режим обкатки трибологически неверен. При сравнении обкатки дизелей М753 и ЯМЗ-238 видно, что закономерности изменения относительной длительности обкатки испытуемых агрегатов трибологически подобны. Отсюда можно сделать вывод, что режим обкатки для ЯМЗ-238 также трибологически необоснован, что приводит к возникновению повреждений в подшипниках коленчатого вала.