В последнее время, в связи с непрерывным повышением эксплуатационных характеристик выпускаемых изделий, повышаются требования к показателям качества поверхностей деталей машин. Одним из таких показателей является шероховатость поверхности.
Шероховатость поверхности замеряют чаще всего в направлении подачи. В направлении скорости практически не измеряют. Для цилиндрических деталей (в наиболее ответственных случаях) снимают круглограмму, которая дает четкое представление лишь о волнистости и макроотклонениях поверхности. Неоднородность шероховатости остается неотмеченной, хотя она в некоторых случаях может достигать 50 % и более. Такая неоднородность может вызывать развитие отклонения формы в процессе эксплуатации из-за разной величины износа приработки для разных шероховатостей.
При алмазном выглаживании цилиндрических поверхностей из цветных сплавов наблюдается неоднородность шероховатости в направлении скорости. Причем наблюдается явная зависимость величины неоднородности от радиального биения.
Согласно рекомендациям при выглаживании, допускается обработка при радиальном биении вплоть до 0,2 мм, но с ограничением скорости, исходя из неразрывности контакта.
Однако, результаты замеров шероховатости по образующей в разных сечениях, показывают, что таких рекомендаций недостаточно. Чем больше радиальное биение, тем выше неравномерность шероховатости. Таким образом, искажается истинное значение параметров шероховатости.
Подводя итоги, можно утверждать, что алмазное выглаживание относится к точным видам обработки. Оно должно выполняться на более точном оборудовании с соблюдением норм точности исходной заготовки и точности установки детали в приспособление.