Образовательная система является социальным институтом, созданным для целеустремленного формирования личности. Индивид становится личностью, осваивая мотивы и смыслы деятельности, нормы и ценности, которые регулируют взаимодействие с другими людьми, добывая знание разного порядка, учась инструментальным навыкам и способам построения понятий [1; 3]. Актуальность исследования обусловлена тем, что украинское общество на современном этапе развития нуждается особенно остро в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, которые осознают свою субъективность. Такой человек способен реалистично оценивать жизненную ситуацию, ее источники, ставить перед собой прогрессивные цели, находить эффективные средства для их достижения.
В настоящее время, в образовательном пространстве Украины, представлено большое разнообразие программ, методов, технологий образования. Большинство из них может быть отнесено к одному из двух принципиальных подходов в образовании: традиционному и развивающему. Традиционный подход является наследством предыдущих исторических эпох. Развивающий подход базируется на теории учебной деятельности Д.Б. Ельконина-В.В. Давидова и практически воплощает идеи о роли опережающего обучения в развитии психики и о зависимости результатов развития от содержания и способа организации учебной деятельности. Доминирует в образовательной системе Украины традиционная школа, ориентированная на объектное отношение к ребенку, культивированию репродуктивного мышления, послушности и тщательности. В то же время развивающее обучение создает условия, в которых ребенок может приобрести опыт бытия как творческий, самостоятельный и ответственный субъект собственной деятельности [3; 85].
Одной из важнейших сторон развития творческой личности есть развитие эмоциональной сферы как наиболее «интимно» связанной с потребностями, ценностями и смыслами личности. В контексте развивающего обучения уместной является мысль о том, что позитивный эффект развития должен распространяться не только на познавательную, но и на эмоциональную сферу, на эмоциональные свойства личности младшего школьника. Большинство исследований развития эмоциональной сферы личности младшего школьника осуществлено в рамках традиционной школы. В рамках развивающего обучения преимущественно изучено влияние содержательной специфики структуры учебной деятельности и способа взаимодействия в процессе обучения на формирование познавательной сферы и личностных образований (самооценки, усвоения моральных норм) [2; 57].
Самыми распространенными в массовой начальной школе являются варианты системы развивающего обучения, разработанные научными коллективами под руководством российских психологов и педагогов Леонида 3анкова (1901-1977), Даниила Ельконина (1904-1977) и Василия Давыдова (1930-1998) [8; 23].
Термин «развивающее обучение» в конце ХVІІІ ст. внедрил Н.Г. Песталоцци, чьи идеи о развитии способностей детей К.Д. Ушинский назвал открытием более значительным, чем открытие Америки. А сам И.Г. Песталоцци развитие считал «общей потребностью всего человечества». В школе это задание, по его мнению, должно развязываться в процессе преподавания всех предметов. Особенно ценной в педагогическом наследии Н.Г. Песталоцци является идея развития детей в процессе обучения через принцип природосоответствия и своеобразное толкование природы задатков.
Непосредственно стимулировала формирование целостной теории развивающей учебы выражена в начале 30-х годов ХХ ст. Л. Выготским идея о возможности и целесообразности образования, ориентированного на развитие ребенка как на непосредственную главную цель. За его убеждениями, оценивать уровень развития ребенка нужно не только за тем, что он делает самостоятельно (актуальный уровень развития), но и за тем, что он может делать с помощью взрослого (зона ближайшего развития). В то же время Л. Выготский не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков, однако их он считал не конечной целью образования, а лишь средством развития учеников [6; 9].
Уровень актуального развития ребенка удостоверяют сформированные у него психические процессы. Это значит, что за актуальным развитием можно судить о завершенных циклах развития. Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, потому развивающее образование, кроме достигнутых результатов развития, использует процессы, которые находятся на стадии становления. В начальной школе ребенка учат новому, продвигая его в развитии, давая ему возможность сделать больше, чем может [5; 21].
В 50-60-е годы ХХ ст. создана новая дидактичная концепция начального обучения, направленная на общее развитие детей. Согласно этой концепции общее развитие объяснялось как развитие способностей учеников. Основными критериями при определении его уровня были развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий. Стремясь сформировать дидактичную систему, которая обеспечила бы наивысшую эффективность образования, которая является предпосылкой общего развития учеников, Л. Занков обосновал основные дидактичные принципы развивающего образования, существенно отличающиеся от принципов традиционной дидактики (наглядности, сознанию, систематичности и тому подобное), направленных на успешную учебу, то есть усвоение учениками знаний, умений, навыков.
Новая система принципов сориентирована на достижение оптимального уровня общего развития школьников, что, бесспорно, связано и с надлежащей успеваемостью в учебе. В целом система развивающего образования имела в своей основе такие взаимоувязаны принципы: принцип обучения на высоком уровне сложности; принцип обучения быстрым темпом; принцип ведущей роли теоретических знаний; принцип осознания школьниками процесса обучения; принцип целеустремленной и систематической работы по развитию всех учеников [5; 20].
Принцип обучения на высоком уровне сложности ведет в технологии развивающего образования и характеризуется, по мнению Л. Занкова, не тем, которое превышает «среднюю норму» сложности, а в первую очередь тем, которое раскрывает духовные силы ребенка, дает им пространство и направление. Идет речь о сложности, связанной с познанием сути явлений, которые изучаются, зависимостей между ними, с настоящим привлечением детей к ценностям науки и культуры. Усвоенные знания, становясь достоянием школьника, обеспечивают переход на высшую степень развития.
Система развивающего обучения предусматривает преподавание прежде всего украинского языка в начальных классах общеобразовательной школы таким образом, что ученикам предлагается усвоить сначала общие научные понятия, а впоследствии - частичные. Это дает школьникам возможность от самого начала учебы путем самостоятельного и группового исследования явлений с помощью учителя делать научно обоснованные выводы, сориентироваться в учебном материале. Таким образом происходит осознанное усвоение младшими школьниками учебного материала [4; 20].Урок в системе развивающего обучения строится как цепь исследований, осуществляемых самими детьми. На уроке ученики работают как самостоятельно, так и в составе учебных групп, из 5-7 лиц.
Обучение на высоком уровне сложности сопровождается соблюдением относительной меры сложности. Например, к программе для 4-го класса включена тема «Значения падежей существительных [7]. Некоторые основные значения». Она достаточно высокого уровня сложности, но ее изучение стимулирует развитие мышления младших школьников. Перед тем они изучали 1, 2 и 3-е склонение существительных, окончания существительных, которые принадлежат к разным склонениям, находясь в одном и том же падеже. Теперь ученики должны абстрагироваться от отличий, характерных для всех типов склонения, и осмыслить значение конкретного падежа. Так беспредложный творительный падеж, который зависит от глагола, имеет самое типичное значение инструмента или средства, с помощью которого выполняется действие (играть мячом, рисовать кистью, писать ручкой и тому подобное). Такое обобщение являет собой высший уровень мышления. Поскольку слово - активнейшая единица речи, то изучению лексемы следует уделять надлежащее внимание на всех образовательных уровнях. Достаточный лексический запас и сознательное его понимание - одно из условий свободного владения устной и письменной речью, которая является фундаментальной основой развития учебно-познавательной активности детей младшего школьного возраста не только на уроках языка, но и в процессе изучения всех других предметов начального звена [4; 17].
Инновационные преобразования присущие системе образования Украины в целом. В частности Министерство образования и науки Украины осуществило экспертизу и дало разрешение на массовое приложение в общеобразовательных учебных заведениях таких инноваций, как: психолого-педагогическая система «Развивающее обучение» (Д. Ельконина, В. Давыдова, О. Дусавицкого и других); программа всестороннего развития ребенка «Шаг за шагом», «Возрождение» (автор украинской версии - Л. Кочина и другие); школа жизнетворчества личности (авторы - И. Ермаков и другие) и т.п. [8; 42].
Ведущим в любой технологии считается детальное определение конечного результата и точное его достижение. А предпосылками применения понятия «технология» относительно процессов в производственной или социальной сферах является их запрограммированностью, очерченностью конечных свойств предполагаемого продукта, средств его создания, целеустремленным моделированием условий их осуществления, а также реально функционирование этих процессов.
Система развивающего обучения раскрывает широкие возможности для развития самооценки ученика, помогает осознать себя как субъекта, который саморазвивается, самостоятельно добывает знание. Учебная деятельность требует рефлексии, оценки того, кем ученик был и кем стал, каких результатов и благодаря чему достиг, какие трудности чувствует и как их преодолевает.
Список литературы
- Андрущенко В.В. Методологические особенности развития педагогической технологии в вузе // Педагогическая технология в современном вузе. - Луцк: Башня, 1995. - С. 3-4.
- Бондарь В. Эффективные технологии обучения. - Киев, 1996.
- Безпалько В.П. Складовые педагогической технологии. - Киев: Педагогика, 2003.
- Биляев О.М. Современный урок украинского языка. - Киев., 1999. - 176 с.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии - новый этап эволюции // Педагогика. - 1997. - №3. - С. 20-27.
- Падалка О.М., Нисимчук А.М., Смолюк И.О., Шпак О.Т. Педагогические технологии. - Киев, 1995. - С. 9.
- Программа для средней общеобразовательной школы. 4 класс. - Киев: Начальная школа, 2009. - 296 с.
- Селевко Г.К. Современные учебные технологии: учебное издание. - М.: Народное образование, 1998.