В каждой исторической эпохе чувство собственного достоинства человека было востребованным и актуальным явлением. Его возникновение непосредственным образом связано с появлением самого общества, а развитие обосновывается зарождением общественных отношений между членами общества. Каждая историческая эпоха характеризуется своим видением смыслового содержания понятия «достоинство», однако, единым для них является тот факт, что именно это понятие отражает сущность ведущих моральных отношений, существующих в обществе. На современном этапе развития человечества достоинство принято рассматривать как составляющую морального сознания и самосознания человека, его собственное представление о своей социальной ценности.
Категория достоинства - органическое единство социального и индивидуального. Человек как совокупность определенных исторически обозначенных общественных отношений только в обществе может осознать и проявить себя. В своем органическом единстве личные качества составляют то, что принято называть личным достоинством (А.В. Беспалов, 2004; Н.Г. Емузова, 1995; Ю.Е. Зайцева, 2000; В.В. Кузнецов, 1998 и др.). Какова бы ни была истинная природа достоинства, содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человека, оно определяется, в конечном счете, характером общественных. А значит и критерии признаваемой обществом ценности человека изменяются в процессе исторического развития.
Таким образом, объективный критерий достоинства приобретает на различных исторических этапах различное содержание. Однозначным является тот факт, что формирование у ребенка основ чувства собственного достоинства начинается в семье с самого раннего возраста и активно продолжается в период обучения. Особенно это актуально, когда речь идет об учащихся младшей школы, где закладываются основы морально-нравственного развития личности.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы выявил, что основными составляющими чувства собственного достоинства являются мышление, чувство и воля человека. Именно эти три способности сознания составляют элементы собственного достоинства. Связь между ними так прочна и единство их так неразделимо, что реально они в отдельности друг от друга не представляются. Это говорит о том, что каждая из способностей имеет корни в остальных двух способностях, несмотря на феноменальные и функциональные различия, они создают содержательное органическое единство.
Воля необходима при выборе человеком цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность ребенка в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Уровень проявления человеком волевых усилий определяет сложность и длительность волевых действий. Чем выше будет уровень подготовленности человека к действиям в сложных условиях, тем быстрее и эффективнее будут проявляться его волевые усилия и волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, дисциплинированность, смелость и мужество).
Все это доказывает тот факт, что воля представляет собой тот фундаментальный феномен всего сознания, который составляет основу личности человека и обеспечивает внутреннее единство эмоций и мышления в сознании человека.
Рассматривая волю человека как интегрированное качество чувства собственного достоинства человека, в ней принято выделять следующие составляющие:
- мотивационно-смысловая сфера личности включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни, и отражает их личностную оценку;
- мировоззрение и убеждения отражают готовность сознания личности поступать в соответствии с принятыми в обществе правилами и осознанно их использовать
- способности к волевым усилиям отражают внутреннюю готовность человека проявлять личностные качества, обеспечивающие достойное поведение человека в любых жизненных ситуациях (целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество).
Формирование данных компонентов воли человека в учебно-воспитательном процессе - это длительный, многофакторный процесс, позволяющий целенаправленно решать задачи нравственного воспитания, компонентом которого является процесс формирования и развития у школьников чувства собственного достоинства.
Всесторонность процесса формирования волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся обеспечивается направленностью педагогического процесса на формирование четырех его составляющих:
- мотивационно-смысловая составляющая (осознание и признание значимости чувства собственного достоинства как важной составляющей личности) отражает способность человека осознавать и воспринимать себя как частицу общества, коллектива (класса, группы), семьи; понимать значимость волевых усилий; стремиться совершенствовать свои положительные стороны личности и работать над коррекцией отрицательных; принимать другого человека как равного субъекта деятельности; осознание важности поступать «по правилам» морали; ценить себя и окружающих и т.д.;
- характерологическая составляющая (способность к волевым усилиям) включает целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность и надежность в выполнении задач, рефлексивность, мужество, трудолюбие, дисциплинированность, общую эстетическую культуру;
- когнитивная составляющая (мировоззрение и убеждения) подразумевает знания в вопросах норм поведения и морали, этикета поведения и общения, роли личности в истории, анализа деятельности, способность к логическому мышлению и правильным умозаключениям и т.д.;
- поведенческая составляющая (практическая деятельность или опыт волевого поведения) включает умения человека управлять своими эмоциями (гнев, обида, беспокойство, страх, восторг, радость и т.д.), отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решениях спорных вопросов и т.д.; способность к защите чести и достоинства, способность поддерживать свое доброе имя, преодолевать свои недостатки, работать над совершенствованием своей личности.
Выделение этих компонентов позволяет детально рассмотреть процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства человека и определить наиболее значимые стороны воздействия на личность с целью формирования у нее чувства собственного достоинства. Уровень их сформированности во многом определяет способность человека к проявлению чувства собственного достоинства в различных жизненных ситуациях.
Для того чтобы процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства был эффективным, необходимо учитывать несколько условий, обеспечивающих направленность педагогического воздействия на формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся: внешние (социальные) условия - уровень социальной развитости государства, востребованность в обществе морально-нравственных ценностей, воспитательная атмосфера в семье, идеал личностного развития человека; и внутренние (психолого-педагогические) условия - гуманизация образования и воспитания, личностные характеристики ученика (личностные качества, устойчивые мотивы, способности к волевым усилиям, сформированности «Я-концепции», установка на творчество), личностные характеристики учителя (профессионально-личностные качества, способность формировать морально-психологический климат в коллективе), учет возрастных особенностей учащихся.
Основываясь на выделенных нами условиях формирования волевого компонента чувства собственного достоинства в образовательном пространстве и на анализе научной литературы по теме исследования, было установлено, что процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства протекает по правилам последовательного педагогического воздействия на личность. Данный критерий структуры воспитательного процесса стал основой для выделения этапов формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащихся: 1 этап - теоретический; 2 этап - репродуктивный; 3 этап - нормативный; 4 этап - деятельностно-творческий.
Название этапов соответствует особенностям решаемых в них целей и задач, а также отражает сущность формирования волевого компонента чувства собственного достоинства школьника: от очень низкого до высокого. Реализацией воспитательной среды, обеспечивающей целенаправленное формирование волевого компонента у учащихся младшего школьного возраста является идея построения «Школы Достоинства» - школы личностного развития и самосовершенствования, с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности. Цель «Школы Достоинства» - воспитание личности школьника, способного строить жизнь, достойную Человека, сочетающего в себе мировоззренческую культуру, нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность. Значимой особенностью организации «Школы Достоинства» явилась разработка специальных самостоятельных заданий для учеников, одним из которых было ведение индивидуального Дневника «Школы-Достоинства. Его внедрение в воспитательный процесс позволило заинтересовать учащихся своим внутренним миром, помочь им осознать необходимость самореализации оценки своей деятельности в процессе обучения в школе и за ее пределами, оценить себя как члена коллектива, как индивидуальную личность со своими потребностями и желаниями и т.д. В целом процесс формирования у учащихся волевого компонента чувства собственного достоинства осуществлялся в четыре этапа: теоретический, репродуктивный, нормативный и деятельностно-творческий.
Основным критерием эффективности решения задач теоретического этапа был уровень сформированности у учащихся когнитивной и мотивационно-смысловой составляющей волевого компонента чувства собственного достоинства. Подавляющее большинство учащихся ЭГ (75,1 %) смогли достичь среднего или высокого уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства, тогда как в КГ - только 33,4 %, что достоверно ниже (Р < 0,05). Деятельность школьников ЭГ отличалась осознанностью, грамотностью и последовательностью решения поставленных задач. Их отличала особая гибкость мышления, настойчивость в достижении цели, оригинальность предлагаемых решений, их разнообразие, анализ и самоанализ деятельности, стремление к самосовершенствованию своих знаний
Таким образом, волевой компонент чувства собственного достоинства представляет собой личностное образование, позволяющее человеку регулировать свое поведение, предусматривать и выполнять цепи различных действий в соответствии с потребностью активного проявления и реализации чувства собственного достоинства. Уровень его сформированности во многом определяет проявление человеком достойного поведения и организует его деятельность, опираясь на имеющиеся задачи и требования.