Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют их активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.
При этом научные исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, пессимистическом восприятии жизни. Социальная дифференциация общества, «потеря духовных ценностей», произошедшие в последнее время, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Констатируя множественность институтов социального влияния на личность молодого человека в свободное время, необходимо особо выделить воздействие на воспитание молодежи социально-культурной деятельности. В связи с чем, одним из важнейших средств формирования личности молодого человека, являются технологии социально-культурной анимации.
Социокультурна анимация является динамично развивающейся отраслью в праздничном и event-бизнесе, важная составная часть сервиса отелей, ресторанов, клубов, баз отдыха, санаториев, молодежных развлекательных заведений, торговых центров, учреждений культуры. В настоящее время практически ни одно событие не обходится без анимационной программы. Характерными чертами современной анимационной деятельности являются высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации досуга и высокий художественный уровень.
Духовно-нравственная и материальная эффективность социокультурной анимации возможна при соответствующей направленности досуговой работы, высоком уровне мотивации и творческом ее исполнении. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с обществом и природой.
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.
Анимация представляя собой целостный процесс взаимодействия в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культурно-творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования - активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и самой себя.
Рассмотрение социокультурной анимации как самодостаточной и перспективной социально-педагогической технологии возможно и оправдано, если понимать под ним логически структурированный воспитательный процесс, состоящий из теоретических идей, принципов, методов, средств, организационных форм педагогики досуга, подчиненных достижению гарантированного результата.
Само понятие анимация позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой - обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием).
Социокультурная анимация в социально-педагогической работе не копирует традиционные школьные формы работы. Задачей аниматора является не только передача знаний и умений, а прежде всего установление между членами группы атмосферы сотрудничества, взаимного уважения, творческого поиска и творческой деятельности. Под общественными отношениями имеется в виду установление межличностных отношений между индивидами и общественных связей с различными социальными институтами.
В связи с этим можно сказать, что в современной социально-педагогической науке применение понятия анимация связано по большей части со вторым аспектом, т.е. используется в основном для характеристики отношений.