В народных сказках всегда создавался идеал героя или героини. Сказки о мачехе и падчерице можно выделить в особый цикл так называемых «женских» сказок, в которых выстраивается идеальный образ героини, каковым является образ падчерицы. Падчерица наделяется такими положительными качествами, как домовитость, трудолюбие, выносливость, терпение, кротость, смирение, сострадание, она всегда готова услужить и помочь. Героиня-падчерица имеет «зеркальное отражение» в образе «мачехиной дочки», которой присущи лень, нерадивость, грубость, несдержанность, нетерпение, заносчивость, себялюбие.
Во всех сказках о мачехе и падчерице положительная героиня встречается с демоническими существами в «ином мире» и преодолевает испытания, которым подвергается со стороны страшного существа. Этими существами могут быть Баба Яга, Мороз, тотемный образ Медведя, черт - фантастические образы славянской мифологии. Помощниками могут оказаться существа и предметы, наделенные душой. Душа может переселиться в предмет от покойника (мотив «помощи иного мира»). В «свой мир» она возвращается живой, богатой, в другом социальном статусе.
Выделяется несколько сюжетных типов по характеру испытания героини и способов выхода её из критической ситуации. Сравним две сказки: «Морозко» и «Василиса Прекрасная».
В сказке «Морозко» встречаются два противоположных начала - женское и мужское в олицетворенном образе Мороза. Поэтому девушке приходится показывать положительные качества, присущие хорошей жене, хозяйке дома. Чудесных помощников у героини в данном типе сказок нет. Из драматических ситуаций она выходит сама, преодолевая испытания при помощи доброго слова.
Сказку «Василиса Прекрасная» относят к типу «за огнем к Бабе Яге». Здесь, напротив, сталкиваются два женских начала: демоническое - в образе Бабы Яги и несущее благословение - в образе падчерицы. Помощником является куколка, которая и несет на себе благословение покойной матери. Она помогает справиться со всеми заданиями и благополучно избежать смерти.
Таким образом, сопоставление двух сказок показывает, что, несмотря на разность сюжетных типов, падчерица благодаря своим качествам всегда с честью выходит из испытаний, получает награду, а мачехина дочка - наказание.