Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Многие учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых младших школьников недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности. При работе с такими детьми необходимо проводить специальную коррекционную индивидуальную работу. Но как выполнять эту работу на уроке со всеми детьми класса? На уроках с логопедической направленностью рекомендуется использовать задания, предполагающие развитие грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитание чистой речи, различение близких звуков.

Существуют различные точки зрения по поводу приемов преподавания логопедической работы на уроках. Рассмотрим некоторые из них.

Приемы преподавания логопедической работы по Е. В. Бегун (учитель начальных классов).

1. Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.

- Шутки-чистоговорки: ло-ол-ор -у Ромы топор; ло-ло-ро - у меня перо.

2. Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.

- Измени слова по образцу: листья клена - кленовые листья; шишка ели - еловая шишка.

- Подставьте слова в предложение. Я налью молоко в стакан из ...(миска, бидон, графин).

3. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

- Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой: кот - кол, мука - муха.

- Наращивание слов: то - сто - столб - столбик.

Приемы преподавания логопедической работы по В. Ф. Дониной (логопед).

1. Выделение звука в словах: «Хлопайте, если услышите звук [а]: парта, стол, арбуз»

2. Правильная артикуляция звука: постановка речевого аппарата (зубы, губы, язык).

3. Подбор учащимися слов, загадок с заданным звуком.

- Назовите слова, найдите загадки, отгадки которых начинаются со звука [а].

4. Чистоговорки, скороговорки.

Т.В. Буденая предлагает в качестве логопедической разминки задания на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания: «Лошадка» «Улыбка».

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки с логопедической направленностью очень важны для детей со слабым развитием речевой деятельности. Но эту работу можно проводить и со всеми детьми класса на уроке, то есть включать ее в один из этапов урока. И в этом мнения многих преподавателей, методистов, логопедов совпадают. Существует разница лишь в конкретных приемах преподавания этой логопедической работы, некоторые из которых мы и рассмотрели.