Институт защиты прав потребителей был сформирован в начале 90-х годов в ситуации трансформирующегося общества и права, поэтому сегодня его правовые основы требуют переосмысления. В частности, встает вопрос о правовой сущности мер, закрепленных в нем, а также статуса потребителя.
Раскрывая специфику правового статуса потребителя, в первую очередь, следует отметить, что потребитель - это гражданин, который имеет намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителям), реализующей товары потребителям по договору купли - продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) с другой стороны.
Гарантия качества товаров, о которой упоминается в ряде статей общих положений о купли-продажи, не определена с правовой точки зрения. В судебной практике не возникает сомнений в том, что гарантия является гражданско-правовым обязательством. При этом все же следует говорить о гарантии не как об отношении, к которому могут быть применена конструкция правоотношения, а как о юридическом факте - заключении договора. Причем, этот факт влечет не просто обязательство, а ответственность продавца за продажу некачественного товара. И поскольку соответствующие нормы носят диспозитивный характер, предполагается, что в гарантии, как договоре об ответственности, будут конкретизированы некоторые условия её наступления. Т.о. гарантию следует понимать как юридический факт (заключение договора), уточняющий некоторые параметры ответственности, возникающей у продавца в случае обнаружения покупателем недостатков в переданном товаре.
Также не ясна правовая природа установленных в ст. 463 ГК РФ последствий неисполнения обязанности передать товар. В п. 1 этой статьи установлено, что если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Такие действия многими учеными обозначаются как меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав. При этом в отечественной и зарубежной литературе отмечается, что непредставление исполнения не следует рассматривать как нарушение обязанности, поскольку оно не предполагает наличия вины продавца. С этим утверждением не согласны другие ученые. Отсутствие вины не всегда означает, что не возникает ответственность: существует «безвиновная» ответственность.
С нашей точки зрения, право на отказ следует рассматривать в более широком контексте. Это право возникает в том случае, если покупатель не может удовлетворить свой интерес в получении товара посредством отношений, которые должны были сложиться у него с продавцом на основании договора купли-продажи. Непередача товара - нарушение обязанности, которое влечет не охрану, а дозволение воспользоваться договорной свободой (совершить сделку по прекращению обязательства). Таким образом, отказ от исполнения договора представляет собой юридический факт (одностороннюю сделку) как основание прекращения обязательства по воле одной стороны, и, как следствие, выступает составной частью гипотезы, а не диспозиции (санкции) нормы о купле-продаже. Аналогично должна быть определена и правовая природа последствий (право на отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи) передачи некомплектного товара в случае, если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомлетовании товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ),
а также последствий (право на отказ от товара) неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару (ст. 464 ГК РФ). Хотя в последнем случае право на отказ может быть реализовано только после того, как покупатель воспользуется правом на назначение разумного срока для передачи документов.
Подведя итог, можно сделать вывод о том, что работа по защите прав потребителей и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики.