Подготовку к профессиональной деятельности, будущего педагога-психолога, нужно акцентировать на формах и методах деятельности, которые являются специфичными для психолого-педагогических способов взаимодействия, вызывающих сложные межличностные проблемы. Однако такая формулировка задачи не предполагает охват всей совокупности профессиональных психолого-педагогических функций и должностных обязанностей, необходимо приобретение профессиональной компетентности. В качестве дополнительного приоритета можно предусмотреть формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего моделировать психолого-педагогические ситуации, имеющие в основании учебную деятельность студентов.
Практически во всех предлагаемых сегодня учебных программах подготовки к профессиональной деятельности, будущих педагогов-психологов, оговаривается, что они разрабатываются с учётом преемственности с базовыми программами учебных дисциплин (например, учебная дисциплина «Психология больших и малых групп» должна сохранять преемственность с программой «Методика проведения социально-психологического тренинга»). Несомненно, что в данном направлении необходимо проводить дальнейшее моделирование, а именно - детализировать связи, переходы, уточнения содержания, поскольку в ситуации преемственности, подготовка к профессиональной деятельности её специфика становится приоритетной задачей.
Сенько Ю.В., обосновывая сущность понятия «преемственность» в воспитательном процессе, говорил следующее: - «...преемственность в воспитании заключается в том, что на каждом этапе развития закрепляются и расширяются положительные качества личности, воспитанные на предыдущем этапе. Одновременно обеспечивается выполнение воспитательных задач нового этапа и готовится база для следующего» [3].
Многие учёные психологи отмечают, что воспитание необходимо рассматривать не только с точки зрения педагогических влияний, а и с позиций воспитанников, с точки зрения их запросов, стремлений, потребностей: Л.И. Божович, Ш.И. Ганелин, С.Л. Рубинштейн и др. Сущность преемственности в воспитании заключается в том, чтобы «принудить» конструктивно работать прошлое, настоящее и будущее.
Актуальность этой проблемы сформулирована в обратной связи от студентов, прошедших несколько этапов психолого-педагогической подготовки: «Повторение одних и тех же приёмов в рамках присутствующих в каждом семестре дисциплин психолого-педагогического содержания на протяжении всего образовательного цикла, даёт возможность приобретения профессиональных навыков» (студентка Б.А.В.).
Выдающийся мыслитель, психолог ХХ века Э. Фромм, как-то заметил: «Так называемые отличники - это учащиеся, которые способны наиболее точно повторить мнение каждого из философов. Они напоминают хорошо информированного гида в каком-нибудь музее. Они учатся только тому, что не выходит за рамки такой суммы знаний, которая существует в виде некой собственности. Они не учатся мысленно беседовать с философами, обращаться к ним с вопросами; они не учатся подмечать присущие философами противоречия, понимать, где автор опустил какие-то проблемы или обошёл спорные вопросы; они не учатся отличать то новое, что есть у самого автора, от всего того, что отражает лишь «здравый смысл» того времени, в котором он творил, они не учатся распознавать истинность или ложность рассуждений автором и ещё многое другое» [4].
Э. Фромм, не без основания различал обладание знанием и знание. Под обладанием знанием он понимал приобретение и хранение имеющихся знаний (информации), под знанием - проникновение за поверхность явлений, сохранение критической позиции, стремление активно приближаться к истине.
Современное отечественное образование декларирует тезис, который затрагивает всё общество - это то, что целью общеобразовательного учреждения является формирование общей культуры обучаемых, включая их гуманитарную, естественнонаучную, математическую, информационную, технологическую подготовку, а высшей школы - подготовка специалиста, обладающего не только глубокими профессиональными знаниями, но и высоким уровнем культуры, способностями к дальнейшему творческому развитию. Тогда опираясь на преемственность школьного и вузовского образования, взаимодействие должно касаться не только содержания образования, но и форм, методов и средств образования, включая социально-психологические условия нравственного развития и психолого-педагогические условия формирования творческой личности.
Под социально-психологическими условиями взаимодействия школьного и вузовского образования мы понимаем такую обстановку (среду), в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающих качественную подготовку учащихся средних образовательных учреждений к продолжению обучения в вузах вне зависимости от уровня их материального благосостояния. К этим условиям относятся: знание социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой; обеспечение преемственности форм, методов и приёмов обучения между различными образовательными учреждениями; обучение учащихся школ приёмам, способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения; создание атмосферы обучения близкой к вузовской.
Без обновления содержания, форм и методов воспитательной деятельности в высших учебных заведениях и перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам достичь поставленных целей будет весьма сложно. Надо признать, что сформулированная задача практически невыполнима в силу обозначенных выше причин, однако движение в данном направлении нужно начинать не сверху, а в самой студенческой массе следуя законам преемственности, только в этом случае можно быть уверенным в эффективности избранного направления.
Вместе с тем в молодёжной, а ещё больше в детской и подростковой среде стали проявляться негативные явления, такие как: ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов, обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда, проявление потребительского отношения к родителям и обществу в целом.
Нельзя сказать, что указанные тенденции раскрывают все нерешённые задачи воспитания, но, то, что на их фоне обострились следующие проблемы воспитания в системе образования, видны даже не специалистам:
- снижение воспитательной и социализирующей функций образования на фоне распространения потребительского отношения к образованию как «образовательной услуге»;
- принижение достоинства и уважения к педагогическому труду,
- сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания;
- деградация форм воспитательной деятельности, студенческое самоуправление без передачи им сферы ответственности и ресурсов для её освоения;
- преобладание мероприятий, проводимых преподавателями для студентов, над делами, совместно организованными;
- дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, духовных и политических идеалов, формированию устойчивой гражданской позиции у молодежи;
- несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, молодежных объединений, СМИ, органов власти и общественных ор-
ганизаций);
- излишняя бюрократизация управления воспитательным процессом, стимулирующая имитацию воспитательной деятельности;
- незрелость молодёжных общественных организаций в учреждениях высшего профессионального образования;
- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования, дефицит ресурсного обеспечения.
Многозначность понятия «преемственность» заключается в его приложении к оптимально организуемому образовательному процессу, процессу управления и самоуправления.
В последние годы в учреждениях образования разного уровня появляются и реализуются целевые и вариативные программы воспитания, авторы которых формируют этапы развития толерантности и социальной активности молодёжи, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, волонтерских практиках и детском общественном движении.
В немалой степени преемственности психолого-педагогического воспитания будет способствовать совместимость школьных и вузовских учебников, а также формы и методы межличностного взаимодействия, внедряемые в профильных классах и при участии школьников в профориентационных мероприятиях, проводимых вузами с абитуриентами. Сейчас в каждом вузе выпускаются учебники и учебно-методические пособия, способствующие сближению образовательных сфер различных образовательных учреждений.
В педагогической литературе преемственность толкуют как один из принципов образования, «который предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно-методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом», в философии преемственность - это объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Во многих исследованиях преемственность рассматривается как важное условие повышения эффективности воспитательной работы (Р.И. Афанасьева, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский).
Например, Афанасьева Р.И., описывая опыт своей работы, говорит, что атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учителя как специалисты в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует свои знания учащимся, творческое отношение к профессиональной деятельности. Учителя умеют управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся, умеют организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Систематического исследования проблемы психолого-педагогического воспитания в отечественной высшей школе его преемственного характера в современной литературе, а также в различных источниках не предпринималось, подходы к организации процесса психолого-педагогического воспитания в отечественной высшей школе изучены недостаточно. Известно, что системообразующими элементами процесса воспитания в целом и психолого-педагогического воспитания в частности являются - цель, содержание воспитательной функции педагога высшей школы, способы её реализации и их взаимосвязь, которые в свою очередь раскрывают характер и сущность воспитания в высшей школе, что, однако и по сей день не является предметом тщательного изучения [1].
Таким образом, при рассмотрении проблемы преемственности психолого-педагогического воспитания в предметной деятельности это проблема создания учебно-методических пособий ориентированных на междисциплинарные связи. У классика педагогики Коменского Я.А. одной из причин бессистемных и непрочных знаний являлось изолированное изучение взаимосвязанных явлений. В «Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи, крепким может быть только то, что тесно связано во всех своих частях» [2].
Поэтому при создании учебно-методических пособий для высшей школы необходимо стремиться к отражению в них целостных знаний об окружающем мире.
Список литературы
- Вараксин В.Н., Казанцева Е.В. Психолого-педагогический практикум. - Таганрог, 2010.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М., 1989.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2000.
- Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Минск, 2005.