Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

Современная ситуация развития общества диктует новые условия динамичных изменений в системе образования. Определенные трудности построения новой образовательной парадигмы возникают в российском обществе в условиях социальных, экономических, социокультурных перемен.

Сегодня мы становимся не просто свидетелями, а в большей степени участниками принятия новых условий образовательной трансформации. Безусловно, модернизация образования должна осуществляться в сочетании традиций и инноваций, открывать новые созидательные возможности, способствовать духовно-практическому освоению действительности. Изучая теоретические подходы ученых к модернизации как явлению, приходим к выводу, что в целом - это не однородный процесс трансформации всей системы, а борьба между ее сторонниками и противниками. Под модернизацией понимают усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами. Кроме того, под модернизацией представляются изменения в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

Высшие учебные заведения, как и другие социальные институты сегодня, вступают в модернизационные процессы, и прежде это связано с тем, что они хотят изменить и улучшить ситуацию обучения и воспитания студенческой молодежи. Сегодня можно прочесть на страницах научных изданий разные суждения авторов - ученых, педагогов, социологов, культурологов и пр. по вопросу модернизированного образования. Оно сводится к обсуждению актуальных вопросов по переходу на образовательные стандарты нового поколения, о внедрении компетентностного подхода, обусловленного общеевропейскими и мировыми тенденциями, глобализацией мировой
экономики.

Сегодня принято различать такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества проблем. Мы придерживаемся суждениям авторов, которые утверждают, что не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятий ЗУН. Характеристика человека как компетентного сводится к своего рода социальному признанию.

Компетенция - это характеристика места, а не лица. В переводе от латинского, competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Говоря о компетентностном подходе к процессу социокультурного образования, позволим себе выделить четыре его аспекта реализации: ключевые компетентности; обобщенные предметные умения (к ним относят умения оценивать произведения искусства, понимать иноязычную речь и т.д., в зависимости от изучения сферы деятельности); прикладные предметные умения (то есть то, что изучено необходимо применять на практике, уметь реализовывать); жизненные навыки (то есть разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются в повседневной жизни и на работе: умение оформлять документы, элементарная компьютерная грамотность и пр.).

При подготовке специалистов учреждений социально-культурной сферы, на наш взгляд, целесообразно обращать особое внимание на формирование следующих ключевых профессиональных компетентностей: способность целесообразно планировать свое рабочее время; способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность смелого отношения к инновациям; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность усваивать какие-либо знания по собственной инициативе; умение принимать решения на основе здравых суждений и т.д.

Кроме того, мы солидарны с мнением ученых, которые говорят о необходимости формировать у нынешнего поколения выпускников компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов и т.п.

ФГОУ ВПО Восточно-сибирская государственная академия культуры и искусств более полсотни лет осуществляет подготовку кадров для сферы культуры и искусства Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, Тывы, Саха (Якутии), Калмыкии, Хакасии, Красноярского края, Горного Алтая, Дальнего Востока, а также зарубежных стран. С каждым годом расширяются региональные и международные связи академии. Вуз давно идет по пути расширения географии социокультурного образования: сегодня ВСГАКИ готовит кадры и для Монголии, Китая, Турции, Южной Кореи, Хорватии.

Кафедра социально-культурной деятельности ФГОУ ВПО ВСГАКИ в последние годы интенсивно занимается изучением особенностей развития социокультурного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс, связанных с переходом на двухступенчатую систему подготовки и внедрением государственных стандартов нового поколения. На сегодняшний день педагогами разработаны и реализовываются образовательные программы по направлению подготовки бакалавров социально-культурной деятельности, профиля «Менеджмент социально-культурной деятельности», а также по направлению подготовки магистров социально-культурной деятельности, по профилю «Менеджмент социально-культурной деятельности». Основываясь на Концепцию модернизации российского образования, педагоги кафедры придерживаются целевой установки на «...подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности». Приоритет отдается глубокой теоретико - методологической, технолого-практической, научно-исследовательской подготовке студентов, что предопределяет их дальнейшее обучение в аспирантуре и магистратуре. Студенты, получившие определенные теоретико-практические знания в вузе, на практике демонстрируют способности управления действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности; самостоятельно проектируют социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов целевой аудитории; разрабатывают планы и инновационные программы организации деятельности учреждений культуры, предприятий сферы рекреации и индустрии досуга и др.

Сегодняшние студенты - студенты активной жизненной позиции, стремящиеся к поиску новых идей, реализации творческих порывов, исследовательской деятельности. Свидетельство этому - их победы в открытых конкурсах Министерства образования и науки РФ на лучшую научную работу, региональных олимпиадах, социально-значимых проектах, участие в молодежных этнофорумах, в выборных кампаниях, шествиях, в общероссийских акциях и пр. Имена наших выпускников широко известны не только в Восточной Сибири, но и в России в целом.

Таким образом, учитывая динамику модернизационных процессов социокультурного образования, на наш взгляд, в системе подготовке специалистов нового формата необходимо определять баланс между внедрением передовых образовательных инноваций и сохранением традиционных наработанных систем обучения.

Список литературы

  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
  2. Стратегия развития ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» на период до 2010 года. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2007. - С. 4.
  3. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования //Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-й научно-практической конференции. - Красноярск, 2003.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki.