Картина развития мира за последние сто лет показывает, что наряду с успехами имеют место также видимые и невидимые недостатки. Две мировые войны, глобальное потепление, нарушение экологического равновесия и гармонии между экономическим и духовным развитием, широкое распространение наркотиков и оружия массового уничтожения и т.п. свидетельствуют о наличии недостатков и погрешностей в развитии человечества. Все эти отступления от верного Пути свидетельствуют о том, что, старые методы оценки ценностей (в том числе знания) потеряли силу, и имеется потребность в новых методах оценки ценностей.
В данной работе предлагаются новые шкала и критерий оценивания знания. И в качестве модели предлагается взять стакан с жидкостью. Жидкость, находящаяся в стакане, предполагается что, является «жидкостью знаний». Прежде, чем описать новую шкалу, сначала необходимо разобраться в сущности старой системы оценки знаний. Отметим высоту заполненной части стакана Lз, пустой части Lп, а общую высоту стакана Lо. Очевидно, что общая высота стакана равна сумме заполненной и пустой частей:
Lо = Lз + Lп. (1)
Из этой простой формулы можно получить важные результаты.
1. Классическая шкала оценки знания. Если разделить обе части формулы (1) на Lо и соотношение Lз/Lп обозначить буквой а, тогда получится формула:
a = 1 - Lп/Lо. (2)
Здесь, а является отношением высоты заполненной части стакана к полную высоты Lо и ее можно назвать коэффициентом относительного заполнения, точнее, усвоения знаний. Как видно из формулы (2) значение этого коэффициента меняется в интервале (0-1). Отношение Lп/Lо характеризует неусвоенную часть знаний, то есть относительную нехватку знаний. Нетрудно понять, что коэффициент относительного усвоения (а) здесь выступает как критерий оценки знания. Так как,
а) когда, а = 1 то есть когда Lз = Lо учебный материал усвоен на 100 %;
б) когда, а = 0,5 материал усвоен на 50 %, то есть Lз = Lo/2 или Lз = Lп;
с) когда, а = 0, то есть когда Lп = Lо, учебный материал не усвоен и Lз = 0.
Например, если знания оцениваются по 100 балльной шкале и ученики набирают в среднем 100 баллов (или почти 100 баллов), это означает, что система образования безупречна (случай а). Если ученики набирают около 50 баллов, это значит, что система образования находится в среднем состоянии (б). Если ученики набирают баллы между 0 и 10, это означает, что система образования парализована (случай с).
В случае 5 балльной шкалы высота стакана Lо делится на пять равных частей и нумеруется целыми числами от одного до пяти. Те из обучающихся, которые освоили программу на 100 %, оцениваются на «5». Те, кто освоил программу на 60 % ,оцениваются на «3». Зависимость между дискретными оценками (баллами) и степенью усвоения создает шкалу оценивания. В данном случае эта зависимость линейна, и ее можно назвать линейной шкалой оценки знаний.
Следует отметить, что классическая шкала оценивания имеет большие недостатки. При высоких значениях а (0,8-1) разрешающая способность шкалы оценки знания индивидуумов очень низка. Необходимо более точная и объективная шкала оценивания.
2. Новая шкала оценки знаний. В отличие от классической шкалы оценивания, для новой шкалы в качестве критерия предлагается взять отношение Lз/Lп. В предыдущих ста-
тьях [1-2] это соотношение названо фактором качества и отмечено буквой К.
Если разделить обе стороны формулы (1) на Lз получим формулу:
Lо/Lз = 1 + 1/К.
Эту формулу можно переписать в виде:
Lз/Lо = 1:(1 + 1/К).
Поскольку отношением Lз/Lо является относительным усвоением - а, тогда последнюю формулу можно написать в виде:
а = 1:(1 + 1/К). (3)
Зависимость относительного усвоения а от фактора К является нелинейной. И эту зависимость можно использовать как новую шкалу оценки знаний.
Здесь К выступает как новый критерий оценки знаний, поскольку:
а) в случае, когда, К >> 1, Lз >> Lп, система образования безупречна.
б) в случае, когда, К = 1, Lз = Lп, система образования находится в среднем состоянии.
с) в случае, когда, К << 1, Lз << Lп, система образования отсутствует или она парализована.
Сущность новой шкалы состоит в том что, при приближении фактора качества К к бесконечности параметр а приближается к своему максимальную значению. Так как, коэффициент К меняется в интервале (0-∞), то для дифференциации знаний индивидуумов открываются большие возможности. Изменение значения К, в широком интервале, создает новые возможности для сравнения и оценивания умственных и интеллектуальных способностей индивидуумов. Например, если один из учеников ответил из 500 вопросов на 490 а другой на 499, то в классической шкале оценивания эта разница невелика равна 9, в новой шкале она достаточно велика и равна 450.
Ясно, что для интеллектуальных людей значение К велико. Нет сомнения, что в среднем значение К для профессора больше, чем для доцента. По-видимому, из земных разумных существ самым высоким К обладают пророки, потому, что принимаемые ими решения имеют силу на протяжении тысячелетий.
В заключение можно считать, что очевидное преимущество нелинейной шкалы над линейной создает необходимое условие для замены парадигмы педагогики используя в качестве критерия оценки фактор К. Нелинейная шкала обладает огромным потенциалом для объективной оценки различного рода ценности, т.е. определения истины. Среди многочисленных равно достойных, она позволяет объективно избирать самого достойного в случае таких умственных и интеллектуальных избирательных процедур как избрание на высокую должность, присвоение званий, ученых степеней, присуждение премий и т.п.
Список литературы
- Аскеров Ш.Г. Оценки знаний: поиск рационального варианта // Народное образование». - 2004. - № 1. - С. 141.
- Аскеров Ш.Г. Философские основы оценки знаний // Актуальные проблемы психологического знания. - 2010. - №3. - С. 47-51.