Конкурентоспособность экономики в современных условиях в значительной степени зависит от способности экономических агентов осваивать и внедрять передовые технологии, технику, организационные и другие инновации. Между тем, особенностями экономики России до настоящего времени является преобладание в структуре экспорта и ВВП продукции сырьевых отраслей, высокая степень технологической зависимости и низкий уровень инновационной активности. В 1970 г. удельный вес сырья в структуре экспорта нашей страны (нефть, нефтепродукты, газ, металл, электроэнергия) составлял 35,2 %, в 1980 - 55,7 %, в 2010 г. - 83 %. За последние 20 лет производство грузовых автомобилей в РФ снизилось в 6,4 раза, станков для металлообработки - в 15 раз, гражданских самолетов - в 15 раз [1]. Из тонны нефти в России в настоящее время производится 140 литров бензина, в США - 420 литров. Затраты на НИР и НИОКР: страны ЕС - 7-10 %, Китай - 5,8 %, США - 3-4 %, Россия - 0,5 %. По данным Всемирного банка, у 55 % российских компаний расходов на НИОКР вообще нет.
Источниками реализации промышленного, интеллектуального и инновационного потенциала российской экономики в ближайшие десятилетия могут стать институциональные факторы. Идея институционального подхода состоит в том, чтобы анализировать и прогнозировать не только чисто экономические процессы и явления, но также учитывать и рассматривать экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими, правовыми и другими проблемами. Институциональная трансформация в России должна быть направлена на преодоление существующих институциональных ограничений инновационного развития не только на всех уровнях экономики, но и в других, неэкономических сферах жизни общества. Содержательно она представляет собой создание условий для качественных преобразований правил, норм поведения и взаимодействия субъектов экономической, научной и образовательной и другой деятельности в рамках инновационного процесса. Институциональная структура общества и сформированный в процессе ее трансформации соответствующий институциональный климат должны создавать условия для выбора хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, массового спроса на те или иные виды знаний, товаров, услуг, в том числе инновационных. Институциональная структура экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и эволюционного отбора наиболее эффективных институтов.
Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономического регулирования. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия, наблюдается иная ситуация, характеризующаяся тем, что основные рыночные институты находятся либо на стадии формирования, либо вообще отсутствуют. Их институциональная структура включает различные институты, характерные не только для рыночной экономики, но и для других типов экономик. Поэтому различные способы координации, экономического регулирования часто вступают между собой в конфликт. Осуществляется, как правило, активное государственное вмешательство в экономику, и в результате возникают парадоксы, связанные с тем, что рыночные механизмы не работают или функционируют неэффективно из-за отсутствия необходимой институциональной структуры, низкого качества институциональной среды.
Кроме того, в странах с переходной экономикой, особенно с высоким уровнем территориальной протяженности/разбросанности институциональная среда чаще всего неоднородна, т.е. условия ведения бизнеса не являются универсальными для различных территорий и экономических агентов. Известно, что один и тот же институт может продуцировать условия, благоприятные для деятельности лишь отдельных бизнес-субъектов. В России экономическая деятельность в настоящее время базируется не на универсальных законах, а на обычаях «делового оборота», лоббировании, «телефонного пра-
ва» и т.п. В российской экономике в полной мере негативно проявляются факторы, влияющие на однородность институциональной среды, а именно: огромная территория с низкой средней плотностью населения и выраженной неравномерностью экономического развития, региональная дифференциация социо-культурных основ жизнедеятельности общества, высокий уровень коррупции, низкий уровень доверия экономически активного населения институтам и т.д. Влияние этих факторов делает институциональную среду российских регионов крайне неоднородной, снижая, тем самым, экономическую активность в целом, и инновационную активность экономических субъектов, в частности, что негативно отражается на их стратегической конкурентоспособности.
Низкая конкурентоспособность российских компаний обусловлена еще и тем, что даже ведущие промышленные предприятия не имеют сегодня стабильной финансовой и научно-технической базы, испытывают проблемы с притоком инноваций и инвестиций в различные сферы. Вследствие этого постоянно увеличивается их технологическое отставание от ведущих зарубежных конкурентов, не осуществляется поиск ниш на рынках высокотехнологичной продукции. Такую ситуацию могла бы кардинально изменить эффективная система институтов, сформированная в процессе институциональной трансформации, которая продуцирует среду/условия для протекания социально-экономических процессов. Какие это будут условия - зависит от самой системы, от степени согласованности, скоординированности и целесообразности взаимодействия ее элементов.
Согласно прогнозам, основными направлениями, по которым должна развиваться институциональная среда, по мнению аналитиков, являются: институты поддержки инноваций в сфере услуг, поскольку эта сфера развивается наиболее быстрыми темпами; институты, стимулирующие развитие партнерских отношений в сфере обмена не только идеями, но также методиками, технологиями, опытом, инновационными бизнес-моделями, которые по значимости не уступают технологическим
инновациям.
Реализация стратегии открытых инноваций, основанной на принципах, сформулированных профессором гарвардской школы бизнеса Г. Чезборо, требует развития институтов и бизнеса в указанных направлениях. Речь идет о том, что многие новые продукты высокотехнологичных компаний предназначены сегодня для создания новых сервисов или улучшения качества уже существующих услуг. Анализ зарубежного опыта показывает, что компании из самых разных сфер экономики применяют такие формы открытых инноваций, как, например, сообщества потребителей, которые помогают усовершенствовать продукты и услуги, генерировать новые идеи, собирать и уточнять информацию о рынке. Поэтому конкурентоспособность хозяйствующих субъектов должна поддерживаться не только степенью их собственной ресурсной и менеджерской обеспеченности, а также совокупностью институциональных условий, созданных для обеспечения российским предприятиям лидирующих позиций в региональных, национальных и мировых обменах.
Таким образом, важнейшим условием инновационных преобразований в стране, обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности является институциональная трансформация, направленная на преодоление высокой степени непрозрачности, неопределенности и неоднородности институциональной среды, недоверия к общественным институтам, институциональной укорененности краткосрочного горизонта управления экономикой, механизмов и инфраструктуры инсайдерского контроля, доминирования «ущербных» инвестиций в устаревшие технологии и т.п.
Список литературы
- Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. - M., 2011. - С. 236-240.
- Чезборо Г.У. Логика «открытых№ инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. - 2004. - Т. 2, № 4. - С. 67-96.