За последнее десятилетие на фармакологическом рынке появилось большое количество новых психотропных препаратов, опыт применения которых у детей, однако, ограничен.
В учебно-методическом пособии описаны основные принципы назначения психотропных препаратов детям. Освещены возможные проблемы, с которым может столкнуться врач-психиатр при подборе лечения, в динамке терапевтического процесса и при оценке его эффективности. Описаны этические принципы назначения психотропных препаратов в детском возрасте.
Учебно-методическое пособие состоит из введения, глав основного содержания («Принципы психофармакотерапии в детском возрасте» и «Отдельные группы психофармакологических препаратов, особенности применения у детей», в последней имеются подглавы «Нейролептики», «Антидепрессанты», «Транквилизаторы» и «Ноотропы») и заключения.
Описание отдельных групп препаратов представлено в трех аспектах: классификация по химическому строению (кратко), механизм действия (с указанием возможных терапевтических и побочные эффектов), клиническое описание (показания, психопатологические спектры действия - для удобства представлены в виде «кругов») и особенности назначения в детском возрасте (с указанием доз препарата для детей разного возраста). По каждой группе препаратов имеется по 15 тестовых заданий с одним правильным вариантом ответа. Ответы к тестам представлены в конце пособия. Имеется также список рекомендуемой для прочтения литературы (современные издания, посвященные вопросам назначения психотропных препаратов, в том числе, у детей).
Содержание учебно-методического пособия полностью соответствует требованиям
- образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040115 «Психиатрия» (Москва, 2003);
- типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по специальности «Психиатрия» (Москва, 2006).
Методический уровень изложения материала полностью соответствует современным образовательным технологиям. Материал хорошо систематизирован, изложен лаконично, убедительно, максимально просто и грамотно. Применяемая терминология соответствует медицинскому тезаурусу. Большим достоинством пособия является наглядность представленного материала в виде схем и таблиц: спектры действия препаратов, схемы терапии для детей разного возраста, сравнительные таблицы по возможным побочным эффектам. Представлены как оригинальные названия препаратов, так и торговые наименования, применяемые в РФ. Тестовые задания, представленные в пособии, разработаны коллективом авторов и направлены на улучшение усвоения представленного материала.
Пособие предназначено для врачей-психиатров, педиатров, детских неврологов и других специалистов, принимающих участие в оказании амбулаторно-поликлинической и стационарной психиатрической помощи детскому населению.