В учебном пособии представлена разработанная автором концепция превентивной кадровой политики (далее - ПКП), которая опирается на теоретико-методологические положения общей теории систем и объединяет понятийно-категориальный аппарат личностно-ориентированной и превентивной педагогики, архитектонику ПКП, технологию подготовки руководителей к превентивному управлению девиантными сотрудниками и его методическое обеспечение.
Конкретизированы дефиниции ключевых для рассматриваемой проблемы категорий с усилением акцента на усвоении персоналом нравственной составляющей трудовой дисциплины. Выявлены и доказательно представлены закономерности и принципы ПКП; спроектирована концептуальная модель системы превентивного управления персоналом с девиантным поведением и ее основные компоненты (целеориентированный, субъектный, содержательный, функционально-деятельностный, диагностико-результативный, со-субъектный). Разработана технология подготовки руководителей к реализации ПКП, основанной на ее целевой направленности, интегративной сущности содержания превентивной деятельности, типологизации, пиках социальной напряженности в трудовых коллективах.
Представлены разработанные автором методики: оценки уровня дисциплинированности персонала с девиантным поведением, степени риска проявления им девиантного поведения, уровня личностной ориентации руководителей и их общей готовности к реализации ПКП.
Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», профессорско-преподавательскому составу вузов, а также молодым специалистам и управленцам, повышающим свою квалификацию.