На примере полного перечета 609 деревьев на лесосеке по ступеням толщины от 16 до 52 см у смешанного сосняка из Нолинского лесничества Кировской области показана методика компонентного анализа лесного древостоя по видам деревьев (сосна, ель, береза) по двум категориям состояния - деловые и дровяные деревья. Приведены конкретные биотехнические закономерности изменения численности деревьев, их активности и даны критерии устойчивости древостоя к воздействиям.
В начале XXI века многие ученые, изучая эволюцию жизни на Земле, пришли к выводу, что человек только ускоряет естественные процессы геологической смены ландшафтов, почвы, растительного покрова и других природных объектов. Поэтому расширение и интенсификация сельского хозяйства, вырубка лесов, мелиорация, строительство гидротехнических сооружений, добыча полезных ископаемых и многие другие антропогенные воздействия всегда негативны для природной среды.
Особенно это негативное воздействие относится к лесным массивам.
Лесной древостой является уникальным природным объектом, способным при превышении минимальной площади произрастания и возраста молодняка одного или нескольких видов, сформировать внутри себя циклы биотехнического круговорота вещества, энергии и сигналов.
Каждый древостой, становясь элементом территориально распределенного леса и его биогенным ядром, способствует жизнедеятельности других биологических видов, значительно повышает биологическое разнообразие и помогает достичь высокого обилия обитающих в лесу видов микроорганизмов, растений и животных.
Здесь преобладает симбиоз между видами, а не конкуренция.
Таким образом, леса формируются благодаря усилиям лесных деревьев, которые в процессах развития и роста движутся столетиями за изменениями климата по меридиану Земли. Но при этом в планетарном масштабе леса, а точнее популяции древостоев, сами изменяют климат на Земле, являясь климатическим демпфером и «кондиционером».
Ныне Европа имеет только те лесные массивы, которые сохранились благодаря «железному занавесу», то есть на границе противостояния стран Варшавского договора с остальными европейскими странами. С обеих сторон, что на западе среди стран Европейского союза, что на востоке на территории России, в основном простираются лесные пустыни и распаханные под пашни большие земельные участки.
В истории человечества немало примеров самовосстановления древостоев, а затем и лесов, после сильнейших антропогенных нагрузок на них. Например, до эпохи Возрождения в Европе от эпидемий чумы и других болезней вымерла половина населения. Брошенные людьми земельные участки в городах и населенных пунктах за 250 лет превратились в девственные леса, значительно увеличилась численность диких животных внутри самостоятельно восстановившихся древостоях.
В России процесс уничтожения лесных массивов «задержался» по сравнению с Европой на несколько столетий, и причем очень неравномерно по территории. На юге европейской части страны леса были сведены еще 3-6 тысяч лет назад, и этому способствовало изменение климата с циклом в 26000 лет и образование степных просторов. Северные и сибирские леса уничтожаем ныне прямо на глазах всего человечества.
Идея защиты природной среды в виде особо охраняемых территорий через консервацию лесных древостоев, в частности, сформировавшихся относительно недавно, всего несколько столетий, например, в виде природных заповедников и национальных парков, прежде всего, необходима от притязаний самих людей на извлечение из леса древесины.
Придерживаясь доктрины возможных экологических преобразований в лесах мира, вполне можно достичь некоторого экологического территориального и компонентного равновесия и на конкретном лесном земельном участке. Экологическая экспертиза и защита окружающей (города и поселки, села и деревни, заводы и фабрики) лесной среды является главным экологическим мероприятием местного населения. Это, в свою очередь, требует разработки принципиально новых способов и средств измерения свойств у отдельных деревьев и лесных древостоев.
В данной книге авторы придерживаются понятия об экологическом территориальном и компонентном равновесии, развивая идеи проф. Н.Ф. Реймерса применительно к лесному выделу и даже к лесной пробной площади в виде отведенной для рубки деревьев лесосеки. Эволюция техники и технологии в мире приведет к совершенствованию необходимых способов и технических средств таких экологических измерений. Однако, как будет показано нами, можно применять и те способы перечета лесных деревьев, которые широко известны в лесной таксации.
По Н.Ф. Реймерсу, экологическое равновесие - это непрерывно меняющееся соотношение. Но при полном перечете древостоя для последующей сплошной или выборочной рубки деревьев получается только одноразовое измерение, и поэтому на пробной площади в виде лесосеки территориальное равновесие не рассматривается. По результатам полного перечета деревьев по ступеням толщины их ствола удается оценить статическое компонентное равновесие, а через соотношение видов лесных деревьев и их состояния (деловее и дровяные) определить показатели устойчивости древостоя к воздействиям. Но для оценки стабильной устойчивости древостоя полученные научные результаты нужно перенести на те древостои, которые находятся на особо охраняемой территории. Тогда, после нескольких периодов перечета деревьев, удастся оценивать и динамическое компонентное равновесие древостоя.
Компонентное равновесие в книге понимается на физическом уровне как состояние древостоя до рубки на лесосеке как пробной площади.
Современная лесная наука в измерениях деревьев и древостоев всячески нарушает веками сложившийся в лесной экосистеме пространственно-временной порядок. Лесное хозяйство, а в особенности его отрасль по извлечению кругляка из леса, исходит только из утилитарного представления о лесном дереве как ствола для древесных заготовок.
Однако, за более 300-летнее развитие, лесная таксация добилась в хозяйственном освоении лесов как массового статистического материала деревьев многого, поэтому нужно как можно быстрее преобразовать способы таксации в методы экологического измерения лесных деревьев и древостоев, а затем постепенно развить экологическую таксацию дальше - разрабатывая способы и средства для измерений свойств леса.
Различные типы экосистем по-разному реагируют на антропогенное воздействие и обладают различной способностью с самовосстановлению. Устойчивость экосистемы рас-
сматривается отдельно для различных видов нарушений и обычно понимается как [5]:
1) способность экосистем противостоять воздействию, не изменяясь;
2) способность и скорость самовосстановления, и способность самоочищения экосистемы в случае загрязнений.
Как противоположность понятию устойчивости может быть рассмотрен экологический риск, который определяется последствиями, возникающими от воздействий:
1) легкость разрушения экосистемы даже при слабых воздействиях,
2) продолжительность или невозможность восстановления первоначального типа экосистемы.
Однако, в отличие от устойчивости, кроме указанных аспектов, экологический риск определяется:
1) возможностью и стоимостью проведения рекультивации,
2) экологическими и экономическими потерями при изменении типа экосистемы в результате воздействия,
3) агрессивностью источника воздействия.
Таким образом, понятие экологический риск богаче по содержанию в сравнении с понятием устойчивость и включает в себя экономические показатели.