В современном российском обществе осуществляются постоянные инновации во всех сферах жизни общества и общественных отношений. Это порождает проблему принятия качественных управленческих решений в соответствии с формирующейся социокультурной ситуацией, которая породила деструктивных социальных процессов и актуализировала потребность в научном осмыслении социальных аспектов управления. В данных условиях большое значение приобретает социология управления, в которой категориальный аппарат и методология классической и постклассической социологии объединяются с управленческими парадигмами.
В учебном пособии Г.А. Пестовой социология управления излагается как учебная дисциплина, соответствующая стандарту высщей школы, и как наука, в которой освещены взгляды классиков отечественной и зарубежной социологии, а также научные позиции современных отечественных социологов В.А. Афанасьева, В.Э. Бойкова, Т.И. Заславской, В.Н. Иванова, Н.И. Лапина, Б.З. Мильнера, А.В. Сурина, А.В. Тихонова, О.А. Уржи, В.А. Ядова и др. Данное учебное пособие представляет собой краткий курс лекций, читаемых автором студентам очной и заочной форм обучения Уральской академии государственной службы, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Пособие включает семь тем общетеоретического и общеметодологического характера. Автор сознательно исключает из учебного пособия материалы конкретно-социологических исследований, так как студенты, не имеющие социологического образования, не корректно воспроизводят результаты соцопросов, не обращают внимания на дату проведения опроса, генеральную и выборочную совокупность и т.п., а результаты многолетней давности иногда выдают за современность. Поэтому результаты социологических опросов, результаты мониторингов, динамика мнений респондентов излагаются на лекции с учетом специфики аудитории. На семинарских занятиях анализируются также результаты социологических исследований, проведенных студентами в рамках других дисциплин.
В первой теме «Социология управления как отрасль научного знания» традиционно анализируются объект, предмет, структура, функции, методология и методы социологии управления, а также ее взаимосвязь с другими науками об управлении. В данной теме обращается внимание на четыре блока проблем в управленческой практике, которые выделили специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН (рук. А.В. Тихонов). Это проблемы межличностных отношений, противопоставления формальных и неформальных структур, отсутствия критериев эффективности управленческих действий и бессистемность механизма управления, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления. Во второй теме «История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления» охарактеризованы классический, неклассический и неоклассический этапы, в рамках данных этапов рассмотрены научные школы - школа научного, административного и бюрократического управления, школы поведенческих наук и человеческих отношений, школа количественных методов, процессный, системный, ситуационный подходы к управлению и основные принципы синергетического подхода. В данной теме также кратко рассмотрены этапы развития российской социологии управления - дореволюционный, послереволюционный довоенный, послевоенный и постперестроечный этапы.
В теме «Социальное управление как предмет социологического анализа» управление рассматривается как властная форма закрепления социальных отношений людей, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, т.е. различающихся своим статусом и ролевыми позициями в обществе. Обозначаются принципы выделения объекта и субъекта управления, что непросто при демократической форме управления, приводятся законы социального управления, сформулированные отечественными исследователями. В данной теме обращается внимание на методы и особенности управления на государственном, региональном, муниципальном уровнях и управление в организациях в условиях рыночных отношений. В теме «Внешняя и внутренняя среда управления» изложены основные принципы системного анализа внутренней и внешней среды управления, рассмотрено соотношение формальной и неформальной организаций, роль социального и контроля и санкций в сохранении стабильности формальной организации в условиях противодействия позитивным изменениям со стороны неформальной организации. В данной теме дана характеристика четырех моделей организации (классическая, неоклассическая, интситуциональная, системная) и оптимальные механизмы управления в каждой модели. В завершение темы изложена программа социологического исследования, в ней выделены структурные элементы и особое внимание уделено ошибкам при определении генеральной и выборочной совокупности в проведении социологических опросов, а также современным методам сбора информации, к числу которых относятся нарративы, мониторинг, он-лайн-опросы, в том числе Интернет-опросы.
В теме «Социальные институты управления» рассматривается взаимоотношение общества и власти, подходы к определению сущности власти и виды власти, дается определение и классификация социальных институтов и их динамика. Государство рассматривается как субъект и объект управления, называются причины дистанцирования управленческого аппарата и рядовых граждан, к числу этих причин относится и социально-экономическое неравенство регионов и субъектов федерации. Показана роль местного самоуправления в демократическом развитии России. В условиях процессов глобализации и модернизации мирового сообщества, кризисов переходного периода анализируются риски современного российского общества и основные принципы управления в риск-ситуациях.
В теме «Потребности, интересы и мотивация в социальном управлении» представлены классификации интересов А. Смолла, А. Маслоу и марксистская концепция, доминировавшая в отечественной социологии советского периода, принципы управления потребностями и интересами, говорится о влиянии социально-демографических факторов на вероятностные закономерности формирования потребностей, интересов, мотивов и ценностных ориентаций, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности. Здесь же представлены четыре типа госслужащих в зависимости от сочетания мотивации и профессионализма, предложенные К.О. Магомедовым (РАГС). С позиций личностного и технологического подходов анализируются причины столкновения интересов в социальном управлении.
В заключительной теме «Социальные технологии управления» рассматривается становление социальной инженерии и социальных технологий управления в отечественной социологии, виды социальных технологий и роль заводской социологии в технологизации управления. Рассмотрены современные технологии управления на уровне государства, региона и муниципалитета, проанализированы сущность и методы манипулирования, а также причины их использования в управленческой деятельности.
Данное учебное пособие позволяет преподавателю и студентам во время лекций и семинарских занятий больше времени уделять анализу социальных аспектов конкретных управленческих действий на основе методологии анализа, изложенной в пособии. Как показывает преподавательская практика, самостоятельно студентам сложно объединить методологические принципы с конкретными фактами, связать теоретические положения с практическими примерами.