Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

Современное общество по праву называют обществом потребления. В условиях рынка экономический рост во многом обеспечивается именно за счет потребительских расходов, что особенно характерно для развитых стран. Компании-производители в стремлении преуспеть в конкурентной борьбе предлагают потребителям самые разнообразные товары и услуги, не только выявляя существующие потребности, но и целенаправленно формируя новые и новые. Хождение за покупками стало любимым способом времяпрепровождения для огромного количества людей.

Рост маркетингового совершенствования обязывает современные фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, понимать причины принятия потребителем того или иного решения: как он покупает, почему покупает, где покупает, и, что покупает. В связи с этим, современным специалистам в сфере маркетинга необходимо знать, кто является их клиентами, и почему эти люди выбирают именно их продукты, а не продукты их конкурентов.

Поведение потребителей - это сознательные или интуитивные действия индивидуумов, семей или организаций при покупке товаров и услуг.

Работа с потребителем - анализ, прогноз, а, по сути - управление его поведением, - повседневная составляющая профессиональной деятельности продавца, торгового агента, маркетинг-менеджера или директора по маркетингу. Однако растет необходимость знания целевого рынка, умения создавать новые сегменты рынка и сохранять существующие рынки. Результаты работы компаний и индивидуальных предпринимателей на рынке товаров, услуг складываются в процессе взаимодействия с потребителем. Каждый специалист в сфере рынка должен уметь формировать и поддерживать спрос потребителей на свои товары и услуги.

Поведение потребителей представляет собой прикладную научную дисциплину, являясь посредником между фундаментальными науками и практикой, переводя абстрактные категории на более конкретный уровень. В ее основе лежит ряд фундаментальных и прикладных дисциплин: социология, психология, экономическая теория, культурология, маркетинг и менеджмент.

Целью учебного пособия «Исследование поведения потребителей» является формирование комплекса знаний и практических навыков в области моделирования потребительского поведения и принятия решений о покупке, применения методологии анализа и оценки мотивации покупателей для разработки маркетинговых мероприятий с учетом особенностей современного российского рынка.

Излагаемый в пособии материал представляет собой обобщение работ отечественных и зарубежных авторов, приведенных в списке литературы.

Пособие фокусируется на основных вопросах курса «Поведение потребителей», таких как: факторы внешнего и внутреннего влияния на потребителей; процесс принятия решения о покупке; поведенческие реакции покупателей товаров и услуг; построение партнерских отношений с потребителями.

Особое место в учебном пособии занимает тема: «Консюмеризм и партнерские отношения с потребителями», в ней рассматриваются исторические аспекты защиты прав потребителей, формирование и развитие маркетинга партнерских отношений. Маркетинг партнерских отношений рассматривается как согласование взаимоотношений тех, кто производит, реализует и потребляет товар, как форма преодоления противоречий между возможностями производства и спроса на товары и услуги с позиций формирования сбалансированного потока предложения и потребления товаров.

В данное пособие вошли темы, интересные как для студентов, так и для практикующих маркетологов, такие как: методы изучения поведения потребителей, персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей, процесс потребительских решений, типы покупательского поведения, роль рекламы в формировании поведения потребителей и другие.

Представляемое издание составлено таким образом, что теоретический материал по каждой из десяти тем дополнен наглядными схемами и таблицами, интересными примерами из практики российского и зарубежного маркетинга, вопросами для самоконтроля.

Пособие рекомендовано широкому кругу читателей: студентам высших и средних учебных заведений, менеджерам по маркетингу, руководителям служб по работе с клиентами, предпринимателям.