В последние годы вопрос духовно-нравственного и религиозного образования в светской школе обсуждается очень активно. Состоялся ряд мероприятий различного уровня (семинары, встречи, конференции, съезды), на которых этот вопрос обсуждался в качестве приоритетного. Действительно, в настоящее время появились и православные детские сады, православные гимназии, высшие учебные богословские заведения. Но какова ситуация в сфере духовно-нравственного воспитания в государственной общеобразовательной школе? Каким образом возможно нравственное воспитание и образование в условиях массовой общеобразовательной школы?
В современном государственном образовании неплохо поставлено обучение, и довольно эффективно дается информация о предметных областях знания. Но нынешняя школа полностью утратила воспитательную функцию, так как для этого нет ни определенной ведущей идеи, ни методической базы, ни необходимых финансовых вложений. Нет единства воспитательных принципов, отсутствует система. В результате школа легко переходит «с внутреннего на внешнее», то есть ставится задача регулирования и контроля только внешнего поведения учащегося. На сегодняшний день процесс воспитания, по сути, сводится к выполнению ряда мероприятий по календарному плану. Религиозные познания сегодня выведены из школьного образовательного пространства. В настоящее время в образовании господствует наука, научный метод, научные знания. И хотя современный мир не может существовать без научных открытий, тем не менее, наука не обладает «нравственным мировоззрением». Строго говоря, школьное образование готовит подростка для единственной функции - профессиональной, т.е. школа предоставляет только образовательные услуги. Получается, что за пределами образования остается сам подросток, с его потребностями, характером и вечными вопросами о смысле жизни. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывалось, что основной целью и содержанием духовного образования в светской школе является приобщение учащихся к знаниям о духовных и культурных ценностях традиционных религий России. Различные воспитательные системы существовали в прошлом и, безусловно, будут существовать в будущем. По крайней мере, об этом свидетельствует непрерывно рождающейся опыт системообразования в рамках различных типов школ. Этот опыт разнообразен, он зависит от типа учреждения, в котором он рождается и развивается, от ведущей идеи, ради реализации которой он создается, от творческого и духовного потенциала педагогов, реализующих эту идею, и, наконец, от времени его существования, т.к. воспитательная система не может быть создана в одночасье. На наш взгляд, любая, вновь предлагаемая модель системы будет обречена на неудачу, если не будет связана по содержанию с общекультурной традицией (в частности, с православием). В любой воспитательной системе должна присутствовать доминирующая идея (или вертикаль) - это духовное «устроение» ребенка. Школа может иметь различное направление (спортивное, художественно - эстетическое, экологическое), но это не связано с духовным аспектом воспитания. В связи с этим следует отметить, что любые основы воспитательного процесса необходимо рассматривать в общем контексте сотрудничества Русской Православной Церкви и светского образования. Предлагаемая система воспитания базируется на нескольких блоках, направленных на решение узловых проблем:
Первый блок дает учащимся знание о духовно-нравственных ценностях и опирается на изучение основ православной культуры. Изучение ведется факультативно, с 1 по 11 класс с углубленным преподаванием отдельных тем (например, по истории Церкви. Начальная школа - это курс введения в литургическую жизнь Церкви (обязательно по желанию детей и разрешению родителей). Обязательно учитывается разрешение родителей в письменном виде (заявление на имя директора). Посещение Церкви - один раз в четверть. Желающие дети (отдельный класс или общее количество из параллели) готовятся к Причастию известным образом. Для учащихся 10-11 классов занятия проводит священник.
Следует заметить, что нравственное образование не должно сводится только к одному изучению основ православия в этом факультативном курсе. При изучении любой науки (будь то биология или математика), необходимо исходить из понимания Божественного начала жизни. В том же, уже ранее названном, документе «круглого стола» отмечается: «Изучение естественно научных дисциплин должно содержать примеры высокой моральной ответственности перед людьми с мировым именем, как Паскаль, Ломоносов, Павлов, Менделеев, Ньютон и Кеплер, святитель Лука (Войно- Ясенецкий). Это относится и к моральной оценке таких направлений практической науки, как ядерные исследования, генная инженерия и подобным, особенно же - к искажающим образ Божий в человеке. Преподавание основ дарвинизма должно сопровождаться уведомлением, что это всего лишь одна из конкурирующих научных гипотез о мироустройстве». Другими словами - наука без нравственного подхода может давать страшные, чудовищные последствия. Обучая ребенка, мы даем лишь идеальный образ, который в дальнейшем должен быть закреплен воспитанием - в навыках, характере, потребностях, мотивациях. Это наша главная и трудная задача. Одно дело - обучить, т.е. дать информацию о системе духовно-нравственных ценностей, и другое дело - привнести эти ценности в реальную жизнь, дать их как инструмент, как образ жизни, причем не только на период обучения в школе, но и в будущем, во взрослом состоянии. Многие дети и подростки имеют правильные нравственные взгляды на конкретную ситуацию, но часто действуют не в соответствии с ними. Необходим внутренний контроль. В этом случае трудность и проблема состоит в преодолении барьера: от знания к потребности и изменению поведения. С этой целью для учащихся 7-х классов предлагается факультативный курс древнеславянского языка. Имеется программа, которая носит примерный характер и может быть модифицирована по желанию педагога. В содержании программы дается начальный курс и лишь приблизительно очерчивается круг вопросов, которые могут быть затронуты на занятиях. В настоящее время разработаны и апробированы многие программы, методики и пособия по обучению славянскому языку для школьников и студентов. Но своеобразие преподавания заключается в том, что в центре внимания стоят вопросы формального устройства языка. Для предлагаемой же программы главной задачей является воспитание любви к чтению для духовного рассуждения, умение глубоко осознавать смысл слова. Целесообразность преподавания заключается еще и в том, чтобы дать учащимся знания необходимые для сознательного участия в литургической жизни Русской Православной Церкви. Кроме того старшеклассники знакомятся с дополнительной информацией по естественно-научной тематике на занятиях элективного курса «Спорные вопросы биологии в свете современных научных данных».
Второй блок - это детская организация. В данном случае речь идет о межрегиональной личностноразвивающей организации - «Братство Православных следопытов». Следует заметить, что каждой школе необходимо иметь детское объединение. Причем оно должно действовать не автономно, не самостоятельно, и функционировать очень узко, а быть отделением, филиалом крупной организации, обязательно с одним духовным центром. Главная особенность этой организации заключается в том, что она является воспитательной, основная ее цель - воспитание на принципах православной педагогики, в основе которой лежит православная вера. На сегодняшний день «Братство Православных следопытов» открыто для сотрудничества с государственными образовательными структурами, практически в каждом регионе уже есть филиал этой организации.
Третий блок - занятость учащихся в каникулярное летнее время. В летнее время подростки оказываются вне существующей системы образования и воспитания. Каждый год для нас важной задачей является создание условий для участия подростков в трудовой деятельности, которая, в свою очередь, имеет огромный воспитательный потенциал. Летний лагерь труда и отдыха «Взор» имеет статус районного лагеря и функционирует в 3 смены. Работа лагеря обеспечивает непрерывность воспитательного процесса в летний период. На сегодняшний день остро стоит проблема организации летнего отдыха для детей, не имеющих возможности выехать в загородную зону. В лагере «Взор» трудятся дети, особо нуждающиеся в социальной защите: это подростки из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, а также дети, стоящие на внутришкольном учете. Большую помощь оказывает центр занятости населения по трудоустройству Нижегородского района, который оказывает материальную поддержку. Это еще один позитивный пример сотрудничества светской школы и Печерского Вознесенского мужского монастыря. Летняя трудовая практика является важнейшим компонентом системы воспитания. Без нравственной составляющей, труд превращается в обременительную повинность. В результате выбор работы в летний период сводится в 3-4 наиболее популярным «профессиям» для зарабатывания денег. Труд утрачивает самоценность, перестает быть осознанной обязанностью. За 3 смены работы лагеря было задействовано (включая трудовые бригады) до 250 подростков. Выполнялась работа вспомогательного характера (работа на цветниках, в трапезной, уборка прилегающей территории). Таким образом, ЛТО «Взор» обеспечивает непрерывность воспитательного процесса, где летняя трудовая практика является важным компонентом воспитательной системы, а также предоставляет возможность трудоустройства подростков в летний период.
Таким образом, концепция нравственного воспитания учащихся основывается на идее создания общей морально-психологической обстановки в учебном заведении (в нашем случае - в общеобразовательной школе), которая реализуется за счет внедрения информационно-развивающей программы «Основа православной культуры», создания и функционирования детской организации «Братство Православных следопытов» и организации трудовой (в том числе и летней) трудовой деятельности учащихся. Все компоненты системы объединены и подчинены единой духовной и нравственной идее, что и делает систему эффективной.