В последнее время отмечается повышение интереса к исследованию феномена профессионализма в междисциплинарном проблемном поле, определяющего тематику международных конференций и форумов. Основная тема обсуждения на конференции «Вызовы профессионализму: ограничения и достоинства профессиональной модели» (Осло, 2008 г.) была связана с феноменом профессионализма, как особой системы ценностей в сфере труда, определяющей специфическую форму социального контроля в организации занятости и в положении на рынке труда отдельных высокостатусных профессиональных групп, предоставляющих экспертные услуги. В рамках дискуссии обсуждалось влияние на развитие профессионализма в целом, а также на индивидуальное развитие профессионалов процессов глобализации. Материалы конференции демонстрируют сохраняющиеся существенные различия между англо-американским и континентальным подходами к понятиям профессий и профессионализма. Первый подход помимо профессий выделяет занятия (occupations), рассматривая проблемы их превращения в профессии, с одной стороны, а с другой - привилегированного положения профессионалов на рынке труда через профессиональное закрытие (professional closurе). При втором подходе, развивающемся во Франции и странах континентальной Европы, профессии определяются более широко и исследуются главным образом профессиональная идентичность, карьерные траектории, профессиональное обучение и компетенции.
Так, основу доклада Д. Сциулли (США) «Структурная и институциональная инвариантность в профессиях и профессионализме» составляет исторический подход к изучению англо-американского феномена, последовательно развивающегося в 4 сферах - медицине, праве, науке и инженерных специальностях. Автором подчеркивается институциональная роль профессий в процессе формирования монополии на рынке труда, основанной на профессиональной компетентности, коллегиальности, ответственности. Оппонирующая ему точка зрения прозвучала в докладе Э. Эрикссена (Норвегия) о противоречивой роли профессиональной экспертизы в контексте демократических основ гражданского общества [2].
Представляет интерес подход, использованный в лекции профессора М. Сакса (Великобритания) «Вызовы к профессионализму: профессиональный зоопарк», при описании модусов управления профессиями как привилегированными занятиями на примере сферы здравоохранения: переосмысление отношений между профессиями, государством и гражданами и их регулирование рассматривалось через развитие аналогии с устройством и регулированием в зверинце. Эта аналогия исходит из неовеберианской перспективы, в которой профессии рассматриваются как привилегированные группы в сфере занятости, преследующие порой «хищнические» интересы на рынке труда.
Особый интерес представляют современные тенденции управления в сфере профессионализма. Так, в докладе Дж. Эветтса (Великобритания) были эксплицированы новые черты профессионализма: управленческие принципы, обосновывающие власть (в отличие от отношений, основанных на профессиональном авторитете); административное управление/менеджмент; планируемые контрольные цифры и индикаторы их выполнения (теснящие свободу действий профессионалов в сложных ситуациях), стандартизация работы и финансовый контроль, конкуренция в индивидуалистическом духе, контроль приоритетов со стороны организации. По мнению автора, именно достижение баланса между этими тенденциями и традиционными ценностями представляется важнейшей задачей современной теории и практики.
Исследования в рассматриваемом проблемном поле представляют практический интерес в контексте интеграции разработанных на их основе практических рекомендаций в образовательную среду отечественной высшей школы, с целью ее ориентации на подготовку конкурентоспособных, креативных, мобильных профессионалов. В то же время необходимо не только внедрение новых форм и методов обучения, апробированных в западной системе, но и развитие лучших черт национальной системы образования, в частности, ее духовной содержательности, ориентированности на богатое историческое прошлое, ментальные ценности. Приоритет не только интеллектуального, но и духовного позволит реально готовить квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и мобильности, потребностью в перманентом образовании и самообразовании [1].
Список литературы
-
Доника А.Д. Современные проблемы профессионального образования / А.Д. Доника, Д.Д. Доника // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 7. - С. 77-78.
-
Попова И.П. Профессии и профессионализм в международной дискуссии // Социологические дискуссии. - 2009. - № 8 - С. 52-57.