Комплексный анализ организации розничной торговли направлен на создание информационной базы формирования логистической системы регионального ритейла, позволяющей моделировать товаропотоки по составу и географии перемещений, оперативно регулировать и координировать их движение. Исходя из целевой установки, анализ необходимо проводить по трем основным направлениям:
- анализ динамики развития розничной торговли региона;
- анализ структуры региональной розничной торговли;
- анализ и оценка пространственного развития розничной торговли в регионе.
В связи со сложностью и многоплановостью деятельности в сфере розничной торговли в процедуру структуризации предлагается ввести понятия профиль и профильная структура, рассматривая их во временном и пространственном аспектах.
Профиль (франц. profil, от итал. profilo - очертание), совокупность основных, типичных черт, характеризующих хозяйство. Профильная структура представляет собой многоаспектную структурную картину явления, сферы деятельности.
Формы и направления профилезации регионального ритейла обладают определенной спецификой, что требует предварительного обоснования важнейших концепций профиля регионального ритейла. Построение концептуальной профильной модели исследуемой области имеет целью систематизировать предложенные концепции профилей региональной розничной торговли, а также выявить взаимосвязи между этими концепциями.
В процессе определения профиля проводится группировка множества элементов исследуемой области по одному из выбранных параметров. Это позволяет выработать механизм структурирования системы, обеспечивающий отражение всех возможностей функционирования ее элементов. Региональная розничная торговля, являясь динамическим процессом, требует временного подхода и к ее структурированию. Параметры профильного структурирования приведены в таблице.
В таблице предложены семь основных направлений структурирования, для реализации которых, конкретизировано каждое из них. Кратко сформулирована концепция каждого профиля, выделены его основные элементы, определено значение и возможности использования при формировании логистической системы региональной розничной торговли.
В качестве основных параметров пространственного анализа, в соответствии с ГОСТ Р 51303 99 «Торговля. Термины и определения» и Законом РФ от 28.12.09 г. 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», используются: обеспеченность населения торговой площадью, обеспеченность населения розничной сетью, среднедушевой оборот розничной торговли, норматив обеспеченности населения торговой площадью, уровень обеспеченности населения торговой площадью.
На основе данных показателей составляются картограммы, наглядно демонстрирующие особенности пространственного развития розничной торговли в регионе. Выявленная внутрирегиональная структура ритейла определяет общие принципы организации и характер рассредоточения и локализации торговой деятельности по территории области.
Параметры профильного структурирования регионального ритейла
№ п/п |
Направление (параметры) профильного структурирования |
Концепция профиля |
Элементы профиля |
Значение профилизации для формирования логистической системы региональной розничной торговли |
1 |
По характеру реализуемых товаров |
Соотношение объемов реализации продовольственных и непродовольственных товаров (макроструктура оборота розничной торговли) |
Торговля продовольственными товарами Торговля непродовольственными товарами |
Моделирование и регулирование товаропотоков |
2 |
По форме собственности |
Соотношение объемов реализации предприятий розничной торговли разных форм собственности |
Государственные предприятия Частные предприятия |
Определение границ и методов регулирования |
3 |
По организационно-правовой форме |
Соотношение объемов реализации предприятий розничной торговли разных организационно-правовых форм |
ОАО, ООО, индивидуальный предприниматель, государственное предприятие |
Возможности и инструменты государственного регулирования |
4 |
По каналам реализации (форме проявления) |
Соотношение магазинной и внемагазинной торговли |
Магазины Рынки и ярмарки |
Уровень цивилизованности торговли Уровень обслуживания |
5 |
По масштабам деятельности предприятий |
Соотношение объемов реализации различных по масштабам деятельности предприятий розничной торговли |
Крупные Средние Мелкие |
Значимость предприятий в мезосистеме Обеспечение господдержки малого бизнеса |
6 |
По форматам организации торговли |
Соотношение объемов реализации розничных предприятий различных форматов торговли |
Торговые центры, торгово-розничные сети, супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, удобные магазины |
Уровень системности организации торгового бизнеса |
7 |
По характеру расселения |
Соотношение объемов реализации предприятий городской и сельской торговли |
Торговые предприятия крупных и средних городов. Торговые предприятия малых городов и сельских районов |
Координирование (выравнивание) пространственного развития регионального ритейла |
Картографический метод анализа целесообразно дополнить многокритериальным подходом, обеспечивающим переход от совокупности наблюдений к последовательности их рангов.
В результате ранжирования в общей территориальной совокупности выделяются укрупненные группы районов с общим или близким уровнем развития. Это позволяет обозначить приоритеты, четко дифференцировать стратегические задачи развития региональной розничной торговли на основе логистики.
В целом изучение динамики, профильной структуры и пространственной организации розничной торговли формирует общую, многоаспектную и детализированную картину ее современного состояния и развития, разрабатываемые картограммы, позволяют выявлять проблемы и направления совершенствования розничной торговли в регионе на основе ее логистизации.