Перемены в структуре высшего образования на бакалаврской ступени определили цель, возникшую в системе преподавания дизайну: научить студента самостоятельно работать. Отсюда возникает ряд проблем (задач), выявлением некоторых мы займемся в данной статье. Определив проблемы, мы будем искать пути решения их.
Еще академик Сейтешев А.П. в своем труде «Методологические основы профессиональной педагогики» (1974 г.), писал, что в обучении, ориентированном только на приобретение знаний и закрепление навыков, никогда не формируются ни познавательная мотивация, ни умение ориентироваться в предмете. «В каждой науке и, соответственно, в каждом учебном предмете отражено определенное предметное содержание, определенная сторона действительности, и структура каждого такого предмета должна базироваться на исходных, фундаментальных отношениях, без выяснения которых усвоение знаний превращается в слепое заучивание формулировок, правил, способов решения задач. На выявление таких фундаментальных отношений и должны быть в первую очередь направлены действия студента» [1]. Мы согласны с А.П. Сейтешевым, что структура каждого предмета должна базироваться на фундаментальных отношениях. Подчеркивая важность данной ориентации в обучении студентов, мы определили проблему, система высшего образования (мы анализируем работу кафедры «Архитектура и дизайн» Евразийского Инновационного университета г. Павлодар) не достаточно отработала междисциплинарное сотрудничество, как внутри кафедры, так и межкафедральное. Отсюда, проблема поиска у студента по выбору темы курсового проекта, она или узко направлена, или не имеет вариативности для выявления актуальности, что затрудняет качественный показатель проекта, и, тем более, инновацию его. Так, например, поверхностная связь или отсутствие ориентации в междисциплинарной связи базовых и специальных дисциплин снижает профессиональный показатель в предмете «Элементы и процессы профильного дизайна» и не достаточно выявляет творческий потенциал в проектной деятельности будущего дизайнера. Таким образом, движение к поставленной цели - научить студента самостоятельно работать, происходит при педагогическом условии организации интеграции фундаментальных знаний, это условие должно работать системно как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студента (СРС).
Ряд исследователей содержания бакалаврского образования, отмечают, что оно предполагает широкую базовую профессиональную подготовку и «должно быть направлено на достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов, что обеспечит выпускника-бакалавра общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности и позволит развить у будущих специалистов творческие качества, сформировать потребности к самообразовательной деятельности» [2]. Из этого контекста мы выделим то, что развитие у студентов творческих качеств и формирование потребности к самообразовательной деятельности идет благодаря общей интегральной методологии профессиональной деятельности.
В философском энциклопедическом словаре читаем, что методология - это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [3]. Как же будущий дизайнер, изучая курс базовой профессиональной подготовки, выстраивает систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в самостоятельной творческой работе?
Ответ мы находим в ходе нашего научного исследования, где объектом является творческая деятельность будущих дизайнеров, а предметом исследования - педагогические условия природосообразности и культурологического подхода в творческой деятельности будущих дизайнеров. Концептуальный синтез природосообразности и культурологического подхода как главный момент методологического обеспечения призван ответить на вопрос, какова природа будущего дизайнера, и в силу этого - каким образом выстраивается его методология профессиональной деятельности, а также какова культура будущего дизайнера, от знаний которой зависит, как он понимаем этот мир. Синтез природосообразности и культурологического подхода в обучении СРС включает одну из форм работы со студента- ми - диалоговый режим, цель его - создание условий для самообучения, саморазвития и самореализации студента. Диалог - одна из основных характеристик природосообразности обучения при индивидуальном подходе и, одновременно, одна из основных и универсальных характеристик современной культуры. «Диалог- разговор, спор, обмен мыслями между двумя или несколькими индивидами - прочно вошел в общественное сознание как способ общения в самом широком его определении и многогранной представленности: общения человека с человеком, общение человека с «текстом» и через него со всем миром - миром бытия» [4], когда само бытие человека диалогично (общий диалог), «общения, далее, с самим собой, со своей мыслью в мыслях, как логика мышления - диалогика» [5]. Понятие «диалог» - является одной из основополагающих характеристик междисциплинарной категории «новое мышление», возникшей в культурном сознании 80-х годов.
Природосообразность и культурологический подход в обучении СРС сегодня используется в образовательной практике кафедры «Дизайн» ИнЕУ г. Павлодара. Использование метода диалога в собственной образовательной практике началось со знакомства с опытом работы доцента ИнЕУ Е.И. Ефремова, что позволяет утверждать, что диалог в рамках учебного процесса, конструктивный и обучающий, возникает тогда, когда индивидуальные группы (состоящие из 1-5 человек) формируются не по преподавательскому принуждению, а по желанию самих студентов. Взаимоотношения между преподавателем и студентом переводятся из плоскости вертикальной в плоскость горизонтальную. Рассмотрим результат работы доцента Ефремова Е.И. в диалоговом режиме на студенческом проекте Бураковой Наташи (группа Д-51) упаковочной продукции для творческого туризма «Легенды Баянаула».
В процессе творческого пути к поиску инновационных идей в заданном проектном коридоре, всегда существуют пороги непознаваемого, тупики с большим количеством неизвестных ранее явлений, которые описываются наукой «Психология творчества», обозначающие наглядность данного периода как «творческий кризис». Предметные накопления (культурология, философия, история Казахстана, основы дизайна и т.д.) и их интеграция формируют базу данных, что и помогает студенту выйти из «творческого кризиса». Но только при творческом напряжении приходит вроде бы «ни откуда» идея, эту искру надо только разжечь, дать идее воплотиться в проект. Вдохновителем данного процесса является учитель. Итальянский теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер Томас Мальдонадо говорил «Место, которое отводим мы дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир» [6]. Поэтому, находясь в проектном коридоре, направляемые преподавателем студенты прежде стремятся к достижению планки понимания портрета потребителя. В пояснительной записке к проекту Буракова Наташа пишет, что необходимо помнить о том, что потребитель - турист находится в творческом поиске. «Мы как рекламисты предлагаем нестандартный вариант решения его проблемы». Баянаул выступает в качестве места новых впечатлений. По прибытии на туристическую базу ему предлагают керме (сумка) с встроенным игровым полем для сбора, фиксирования и обработки информации, а также альбомом для записей и набросков. Здесь студентка, пропустив диалог с природой через себя, предлагает его и потребителю. Ведь Баянаул с его «природной лабораторией творчества», непредсказуемостью ракурсов, богатством форм и пластики, многовековым духом исторических процессов здесь происходивших, - является уникальной географической точкой, обладающей сконцентрированной, сжатой информацией, способной транслироваться в разум потребителя через приемы ассоциативных связей. Эскизирование объектов Баянаула. осуществляется кинематографическим способом передвижения изобразительных кадров. Стоп-кадры складываются в гармошку и сохраняют свежесть изобразительного впечатления. Отметим, что новый взгляд на туризм в данном случае - диалоговый режим с природой, предполагает использование ассоциативных связей визуального восприятия, которые наиболее развиты у такого сегмента общества, где доминирует творческая составляющая личностной конструкции - художники, дизайнеры, архитекторы и т.д. В проекте присутствует необходимая и достаточная адресная направленность, которая реализована посредствам визуальной интерпретации природных объектов уникальной среды гор Баянаула. Рождение орнаментальных композиций происходит способом ассоциативной трансляции собственного творческого багажа, интерпретированного на контур, пластику, графику природных форм. Таким образом, пассивное созерцание природы благодаря диалогу начинает уступать место творческому, в процессе которого адресат получает не только эстетическое удовольствие, но и практический результат. Предлагаемый студенткой ассортимент канцелярских принадлежностей, карманов для бумаги или иных необходимых вещей, создает необходимое и достаточное визуально-конструктивное наполнение содержания керме. За время пребывания потребитель-турист фотографирует, записывает, что-то собирает - появляются новые вещи - именно это необходимо упаковать, сохранить, записать, запечатлеть. В дальнейшем керме используется как декоративный настенный элемент, напоминающий, казахскую настенную кошму и может функционально использоваться уже по желанию самого адресата проекта. Курсовой проект творческого туризма адекватно реализован в форме и конструкции «упаковки впечатлений», состоящей из двух объектов - «сумка-керме» и настольный «сувенир на память».
Исходящей направляющей данного проекта есть междисциплинарный диалог базовых (история Казахстана, культурология, экология) и специальных дисциплин (проектирование, декорирование), что повышает профессиональный показатель проектной деятельности. Так, в проекте студентки Бураковой Н. этнический подход к дизайну керме великолепно отражается в тектонике войлока, который обогащается картонными деталями. Атрибут степного кочевника получил свою вторую жизнь как современное выражение туризма для творчества. Картонный объект самой упаковки развивает образное представление о казахском этносе как «достархан», где ассортимент емкостей коробок самодостаточен по пластике и деталировке, и, в то же время, служит тем необходимым архивом, надолго сохраняющим полученные впечатления, в Баянауле. Комплект упаковки для творческого туризма в синтезе использования различных материалов, интерпретаций, фактур, графики, несет в себе мощный многовековой разряд, которым собственно и должен обладать настоящий туризм [7].
Методика реализации диалогового режима в системе «преподаватель - студент» включила в себя организацию решения студентами учебных проблем, усиление роли самоуправления и самообучения в процессе их профессиональной подготовки. Это достигается путем использования различных организационных форм. Часть проектной работы проводилась исследовательским методом, преподаватель не дает никакой теоретической информации, только определяет проблему. Подчеркнем, что при диалоге «учитель - ученик» необходимо вдохновение и усиление полемической направленности, достигаемой через вопросы к студентам и провоцировании вопросов студентов к преподавателю, вовлечение их в дискуссию. Отметим, что преподаватель только формулирует учебную проблему, студенты самостоятельно выбирают направление проекта в поставленной проблеме. Выполнение пояснительной записки - концепции проекта способствует получению навыков как творческой, так и исследовательской работы, связанной с поиском, изучением и анализом научной литературы, развитию умений по оформлению результатов исследования, получению первоначального опыта публичного выступления. Так как предполагается выступление студентов с проектами, их оценка (совместно с преподавателем и студентами), обсуждение, обобщение отдельных фактов и событий, решение учебной проблемы в целом. Диалоговый режим при самостоятельной работе студента характеризуется следующими качествами: динамизм, творческий подход, раскрытие индивидуальности, развитие вербальных навыков у студентов, самостоятельность, инициатива, стремление к креативу. Эти качества почти не фиксируются в практике монологичного обучения, распространенного в образовании, для которого характерно формирование чрезмерной зависимости у студентов от взглядов авторитетных представителей профессиональной среды, что впоследствии может привести к несамостоятельности, пассивности, подавлению индивидуальности, чувству профессиональной неуверенности. Самостоятельная работа студентов в диалоговом режиме это кропотливая работа, как для студента, так и для преподавателя, так как от эмпирических знаний она переходит к практической работе поисков методом проб и ошибок, колоссальной усидчивости для качества исполнения, но творческая радость от получения результатов стоит такого напряжения.