Цивилизован Мир, но не его обитатель - он даже не замечает этой цивилизованности и просто пользуется ею, как дарами природы
Хосе Ортега-и-Гассет [1, 78]
Развитие человечества есть процесс исторический, то есть проистекающий во времени. Обычно исторический процесс предполагает развитие чего-либо, переход из одного состояния в другое - более совершенное; однако есть и такие периоды в истории, которые отмечены регрессом, дезинтеграцией социальных отношений, нарушением традиционного аксиологического ряда. В обществе XXI века, нередко гордящегося своими достижениями в плане цивилизованности, наблюдается весьма удручающее явление - обращение к неоязычеству. Такого рода реставрация архаики, стремление к архаизации могут иметь печальные последствия. Надо заметить то, что сами и по себе неоднократно предпринятые попытки реконструировать те или иные архаичные модели поведения, социального взаимодействия отмечаются рядом исследователей [2, 3]. Вместе с тем большинство таких исследований носят, прежде всего, описательный, аналитический характер, но по сути не оценочный. Между тем стремление избежать оценок не есть конструктивный путь, поскольку во многом предрасполагает к этическому релятивизму и угодничеству перед чуждыми социально опасными элементами, движениями.
Приходится констатировать то, что в 1990-х годах вскрылся своеобразный духовный вакуум, долгое время замещавшийся политической идеологией, рухнувшей вместе с упразднением, развалом СССР. Сама по себе Православная Церковь, со времён Петра I подвергавшаяся целенаправленному уничтожению и дискредитации, уже была не в состоянии всецело удовлетворить духовные потребности общества, которое за несколько столетий утратило ряд традиций, живое понимание сути веры и культурно-религиозных обычаев. В православной среде вскоре распространилось понятие «воцерковлённости», что само по себе подчёркивает религиозную индифферентность значительной части общества, формально относящей себя к христианам. Поэтому отнюдь не случайно на этом фоне возникают увлечения экзотическими доктринами индуистского, буддийского толка, наконец, увлечение языческими верованиями. Однако за годы христианского развития общества (отмечу: со времени царствования Петра I - секуляризованного) и, наконец, атеистического правления Советской власти, языческие верования стали восприниматься немалой частью социума в качестве любопытной, таинственной экзотики, увлечение которой свидетельствует о прогрессивном мышлении. За ширмой давно прошедшего времени предалось забвению то многое и опасно-существенное, что предполагает и представляет собой язычество, какие дикие, жестокие, подчас бесчеловечные обычаи за ним кроются. Ради справедливости, признаем то, что элементы язычества в Новое время в России были привнесены ещё Петром I, но они лишь по сути дела отделили народную культуру, традицинно оберегавшую нормы благочестия и праведности от придворного царского окружения, вовлечённого железной волей Петра I в широко известный всешутовской собор с его разгульными оргиями, часто прикрытыми завесой терминологии из мира античного язычества, а также лексиконом, связанным с инфернальным миром (мат - это язык сатаны). Несмотря на то, что народ, начиная с периода правления Петра I, страдал от власти дома Романовых, он в целом не был вовлечён в орбиту дворцовых утех. Что же касается времени Советской власти, следует сказать: всё православное вероучение сводилось к мифологии и суеверию, что в конечном итоге привело к религиозной безграмотности большей части населения России.
В 1990-х годах Россия начала пожинать плоды религиозной безграмотности в виде огромного количества сект, религиозных учений, привнесённых в Россию и финансируемых из стран НАТО, наконец, рядом молодёжных движений, которые в религиозной терминологии именуются не иначе, как сатанинскими. В данном случае речь идёт о готах, эмо и других подобных движениях. В условиях провозглашения либерализма и толерантности оказалось очень легко инкорпорировать в сознание людей многие античеловеческие, антикультурные убеждения, а отделение Церкви от государства в сущности обратилось отделением государства от элементарных этических норм. Между тем стремление некоторой части молодёжи походить на оборотней, вампиров и прочую нечисть уже само по себе должно заставить психологов и юристов бить тревогу на государственном уровне, предлагать правовые пути решения данной проблемы. Если бы подобное положение дел наблюдалось бы в стране, не имеющей богатого исторического опыта христианского развития или лишённой возможностей для религиозного образования, то это не было бы столь печальным, удручающим явлением. Однако Россия имеет опыт христианского развития и любой её гражданин имеет реальную возможность ознакомиться с литературой, относящейся к области религии. К сожалению, в данном случае налицо безразличие, отступничество, а подчас и отречение со стороны части молодёжи от того, что имеет прямое отношение к отечественной истории, к духовным ценностям, что является неотъемлемой составляющей сокровищницы национальной культуры. Вместе с тем надо отметить: то, что предаётся, также обрекается на ненавистное отношение как свидетельство предательства. Такое положение дел точно охарактеризовано в Библии апостолом Петром: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но и случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину» и «вымытая свинья идёт валяться в грязи» (Второе послание Петра 2, 21-22).
Разумеется, далеко не все молодые люди следуют моде готов, и их представителей редко можно увидеть в практической жизни на улицах российских городов, однако значительная часть российской молодёжи относится к такому явлению как к вполне нормальному - и это настораживает. Обычно граждане выражают своё, в сущности показное порицание действиям таких молодёжных группировок, но по большей части только в том случае, если порочащие поступки по воле случая стали достоянием гласности или послужили причиной личной семейной драмы [4]. Кстати, попадая в правоохранительные органы, представители таких направлений обычно отрицают свою принадлежность к сатанистам, утверждая то, что они относятся, например к готам, хотя разница между ними состоит, по сути дела, лишь в наименованиях группировок. Между тем данные направления являются не чем иным, как импортными продуктами западноевропейской цивилизации. Так, готы, как молодёжное движение, впервые появились в среде немецких рок-музыкантов, воспевавших смерть, испорченность общественных нравов, низкий моральный уровень поведения, отношений и т.п. Конечно, надо отдать должное российской молодёжи в том, что движения готов и эмо не получили широкого распространения и сейчас наблюдается спад активности этих форм сатанизации населения. Тем не менее государству нельзя надеяться на то, что в будущем не возникнет такого рода движений, пусть и с иным названием, и всецело уповать на то, что общество сможет оградить себя от их широкого проникновения.
Нельзя сказать, что в научной среде все целиком и полностью разделяют либеральное отношение к негативной девиации и не видят границы между толерантностью и потворством античеловечности. Так, доктор юридических наук, профессор И. Понкин ясно видит социальную опасность в такого рода движениях [5]. Тем не менее, пока на государственном уровне не будет выработана правовая основа для противостояния сатанизации российского населения, социально опасные движения в России будут распространяться, что чревато серьёзными общественными потрясениями. В конечном итоге, так же как христианство послужило одной из важных основ для объединения России, так и неоязычество может привести к распаду страны и усложнению отношений с исламским населением.
Здесь важно речь вести не просто о запрете конкретных движений, а о запрете тех движений, которые рекламируют аддиктивные, криминальные модели поведения. В противном случае, запрет одного движения приведёт к тому, что оно сменит название, став более искусно маскировать свою девиацию.
Также принципиально важно пресечь растление населения в системе школьного и вузовского образования. Речь идёт не о самих учебных программах, а об ученических принадлежностях, таких как тетради. Многие ученические тетради имеют весьма мрачное оформление, связанное с темой нечистой силы, мутантами, чудовищами и т.п. Всё это то, что отображается в сознании её владельца и формирует его мыслеобразы. Издание и распространение подобных тетрадей сродни терроризму, причём более страшному, чем в традиционном смысле слова, поскольку такие изображения приводят, прежде всего, духовному омертвлению. Подобные инфернальные изображения можно увидеть и на одежде подростков, которые увлечены рок-группами. Не последнюю роль здесь играет и современная анимация с образами «спайдермена» (человек-паук), трансформеров, симпсонов и прочих особей, во внешности которых мы видим вырождение человеческой природы. Все эти феномены бытия современного общества предрасполагают людей к аддиктивному поведению, к тому, что в религиозных культурах именуется сатанизмом. Стоит ли удивляться, почему в XXI веке в философской антропологии массово констатируется антропологическая катастрофа. Без последовательного контроля за производством школьных принадлежностей борьба с негативной девиацией в подростковой среде окажется малоэффективной.
Итак, полагаю, что легитимность негативных молодёжных движений подрывает не только психическое здоровье нации, но также создаёт тенденцию к распаду страны. В целях пресечения растления нации необходимо ввести правовую ответственность по отношению к гражданам не только за уже совершённые ими ритуальные убийства, но также за демонстрацию и ношение ими сатанинской атрибутики (здесь можно ограничиться административным правом). Кроме того, следует законодательно обосновать правила ограничения или недопустимости получения высшего образования лицами, являющимися представителями таких движений. Если вовремя не решить данный вопрос, то количество криминальных преступлений и случаев аддиктивного поведения в российском обществе будет неуклонно расти. Помимо административных мер необходимы и иные меры, в том числе просветительского характера. Сами по себе правовые методы не изживут социально опасные движения, а лишь заставят их представителей уйти в подполье, однако и без правовых мер всякая просветительская и воспитательная работа не принесёт желаемых результатов.
Список литературы
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2002. - 509 с.
- Хачатурян В.М. Человек в пространстве неоархаики / В.М. Хачатурян // Человек. - 2011. - № 2. - С. 83-96.
- Ламажаа Ч.К. Воспроизводство архаики. Почему? // Человек. - 2011. - № 2. - С. 97-103.
- Комсомольская правда. - Режим доступа: http://kp.ru/online/news/504967.
- Понкин И. Готы. - Режим доступа: http://www.k-istine.ru/sects/sects_gots.htm.