Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FEATURES OF FORMATION OF SKILLS OF THE HEALTHY WAY OF LIFE OF PUPILS OF RURAL SCHOOLS DURING AFTER-HOUR TIME BY APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Danijarov T.A. Sydykov M.E.
This article deals with the peculiarities of forming healthy lifestyle skills of pupils of village beyond the lesson time by using innovative technologies. Keywords: skills, pupils of rural schools, innovative technologies

Если обратиться к воспитательным взглядами и идеям в истории педагогики, то видно, что цели воспитания имеют активную и переменчивую конкретную историческую характеристику. Конкретизирующую ее государственную политику и идеологию определяют общественые потребности, опирающиеся на естественные, общественные и человеческие объективные закономерности развития. В этой структуре существует необходимость сответствия потребностям общества уровня развития производительных сил и качества производственных отношений, темпа развития научно-технического процесса, экономических возможностей общества, уровня развития педагогической теории и практики, учебно-воспитательных возможностей, уровня развития воспитателей и преподавателей. Целью воспитания в общеобразовательных школах является обеспечение интеллектульного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; раскрытие ее творческих возможностей и формирование доброжелательных отношений; учитывая возраст молодого поколения - создание условий для воспитания индивидуальности. Таким образом, для осуществления поставленной цели необходимо удовлетворение особых требований к организаторам воспитательной и внеклассной работы, к содержанию и методам их деятельности.

Казахские ученые, давшие научную характеристику воспитательной работе, основанной на народных традициях и принципах, среди которых К.Б. Жарыкбаев С.К. Калиев [2], С.А. Узакбаева [3], К.Ж. Кожахметова [4], А. Табылдиев [5], А. Ашайулы [6] и т.д. в своих работах раскрыли не только теоретические основы национальной педагогики, но и практические стороны развития воспитательной работы в школе, пути повышения эффективности воспитательного процесса и его особенности.

В 1975 году вышла в свет исследовательская работа С. Ешимханова «Патриотическое воспитание учащихся во внеклассное время в годы Отечественной войны». В работе представлены содержание, формы и пути воспитания патриотических чувств у учащихся [7]. Объективно в настоящее время наиболее распространенными формами внеклассной работы являются: факультативные занятия, кружки, воспитательные часы, лабораторные работы, еженедельные занятия, конференции, тематические вечера, утренники, конкурсы, сезонные мероприятия. Среди требований, предъявляемых к внеклассной воспитательной работе, можно выделить следующие:

1. Охват и вовлечение всех учащихся во внеклассную работу

2. Учет требований и пожеланий каждого учащегося

3. Знание личных особенностей и талантов каждого ребенка

4. Развитие творческих способностей

5. Оранизация общественных мероприятий

Внеклассная и внешкольная работа осуществляется под непосредственным началом директора школы либо преподавателя. Эффективность внеклассной и внешкольной работы зависит от правильной организации деятельности учащегося.

Казахстанские ученые К.Б. Бержанов, Ш. Амиралиев [8], К. Сейталиев [9], К. Кунантаева [10] и т.д. в своих работах отдельно останавливаются на своеобразных особенностях и видах проведения внеклассной работы.

К.Б. Бержанов, Ш. Амиралиев в работе «Единство воспитания и обучения» говорят о том, что положительный результат в воспитательной работе можно получить только за счет единства учебной и внеклассной работы [8]. В работе К.Кунантаевой «Объединение учащихся во внеклассное время», затрагивающей формы внеклассной воспитательной работы и ее места в воспитании молодого поколения, проводится анализ внеклассной работы, включающей в себя знакомство учащихся с великими личностями народа, эпистолярный жанр, посещение музеев и знаменитых мест, организацию конкурсов и встреч с известными людьми, подготовку учащихся к корреспондентской деятельности и организацию лекториев [10].

Методические, теоретические основы внеклассной воспитательной работы в школе наиболее полно раскрыты в работах А.Б. Байназаровой [11], Т.К. Жумажановой [12], К.Ж. Бузаубаковой [13], С.Г. Тажибаевой [14].

В научно-исследовательской работе М. Садыковой на основе архивных материалов 1940-1960 гг. даны историко-педагогические основы систематизации исторического уровня общеобразовательной внеклассной работы в республике, пути развития и формы ее современного использования [15]. Исследователь Е.О. Омар, внесший вклад в освещение вопроса организации внешкольной работы, собрал и систематизировал опыт внеклассной деятельности образовательных учреждений Казахстана за 1917-1980 гг. [16]. Полученый исторический опыт внеклассной работы стал для наших исследований определяющим направлением.

Школьный опыт внеклассной деятельности в нашей стране ведется в двух направлениях, разделенных на два отдельных предмета: внеклассная воспитательная работа и внеклассная работа. В системе воспитания особености школьной и внеклассной воспитательной работы определяются личными особенностями детей и их возрастом. Целью внеклассной воспитательной работы является дополнение и расширение воспитательных задач на уроках, максимальное раскрытие способностей учащихся, побуждение их интереса к окружающей среде, общественной активности, организацию их свободного времени. В педагогической энциклопедии эта деятельность характеризуется как «внеклассная воспитательная работа, организованная во внеурочное, внешкольное время» (таблица).

Структурные компоненты и элементы внеклассной воспитательной работы

Компоненты внеклассной работы

Структурные элементы внеклассной работы

Личностно-групповой компонент

1. Классный руководитель

2. Организатор внеклассной работы

3. Родители учащегося

4. Учащиеся, принимающие участие в воспитательном процессе и повседневной деятельности коллектива класса

Содержательный компонент

1. Цели и задачи внеклассной работы

2. Содержание воспитательной работы

3. Структура воспитательной системы

Действенный компонент

1. Формы и методы организации взаимоотношений и совместных действий

2. Направление воспитательной системы

3. Самоуправление учащихся и педагогическое обеспечение данного процесса

Одной из неотделимых частей воспитания навыков здорового образа жизни яляется половое воспитание подрастающего поколения. В настоящий момент половое воспитание молодого поколения стало одной из насущных задач. Это подтверждают и негативные явления современой жизни: увеличение гинекологических и половых заболеваний, вступление молодежи в половые отношения в раннем, еще не достигшем физиологической и психосексуальной зрелости, возрасте.

Среди психологических и педагогических условий воспитательного процесса в формировании навыков здорового образ жизни учащихся во внекласное время отчетливо прослеживается разделение личностных условий организации процесса, так как они обеспечивают участие личности в самовоспитании навыков здорового образа жизни. Для их сохранения тренер, во-первых должен более активно участвовать в рациональной организации режима работы и отдыха; во-вторых, очень важно для формирования здорового образа жизни развить у учащихся рефлексные навыки, способствующие расширению их общественных взаимоотношений и развивающее их умение правильно, объективно устанавливать самоценку. Все это обеспечивает здоровые межличностные отношения. Здесь необходимо указать, что человек не есть объкт, который подвергается воздействию окружающей среды и общества, ноборот, он является активным звеном в этой структуре. Это направление обосновал С.Л. Рубинштейн. Эффективность формирования здоровой личности зависит от внутренней работы над воспитанием ее пристрастий и направлений [1].

Внедрение в педагогическую область деятельности понятия «технология» основано с идеей «индустриальной» технологии (Ф.Б. Гильбрейт, Ф.У. Тейлор и т.д.) и связана с использованием технического оборудования в обучении. В образовательной области педагогическая технология направлена на технику анализа материалов, организацию деятельности преподавателя (Т.А. Ильина), другими словами на достижение максимального эффекта при минимальных затратах сил. Таким образом, педагогические технологии образуют систему, положительно влияющую на развитие учащегося.

Прежде чем использовать понятие «новые педагогические технологии», необходимо усвоить его смысл. Для этого прежде всего необходимо ознакомиться с понятием «технология» и сферой его применения.

Технология - с греческого techne (умение, мастерство) и logos (наука, знание). В иностранных словарях «технология» - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия (предмета технологии) с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

С.Я. Батышев в своих работах дает несколько определений понятию «технология» применительно к педагогическому процессу:

Технология - искусство, мастерство, деловитость, умение изменять обстоятельства, совокупность методов обработки.

Технология - культурное понятие, связанное с мыслительным процессом и активностью человека.

Технология - интеллектуальная переработка технического значимого качества и способностей.

Технология - совокупность знаний о методах осуществления тех или иных процессов.

Технология - ассимилированное с учебным процессом, целенаправленное и запланированное педагогическое воздействие и деятельность.

Технология - содержательная техника осуществления учебного процесса.

Технология - механизм, гарантирующий достижение учебных целей.

Технология - характеристика процесса, приводящего к запланированным результатам обучения.

Технология - проект определенной педагогической системы, осуществляемой на практике.

Технология - минимум педагогических экспромтов в практическом обучении.

П.Р. Атутов и В.А. Поляков считают, что «технология (технологический процесс) - основная часть производственого процесса. В этом смысле технология есть производство, обработка, переработка, перевозка и т.д., производственно-технический контроль и, таким образом, характеристика производственых процессов и инструкция по их осуществлению...», тем самым утверждают, что научно-предметная технология занимается получением сырья, разработкой и развитием методов и путей его обработки и переработки [17].

В.П. Беспалько один из первых дал опредление педагогической технологии. Он определил практическое применение педаогической технологии как реальную педагогическую систему. [18]. В.П. Беспалько представил структуру любой педагогической системы как совокупность следующего:

1 - преподаватель (воспитатель);

2 - цели воспитания (общие и частные);

3 - содержание воспитания;

4 - воспитательные процессы (частное воспитание и обучение);

5 - учитель (либо ИТО - инструменты технического обучения);

6 - формы организации воспитательной работы;

7 - результаты обучения.

Он рассматривает педагогическую систему как совокупность специально организованых, взаимосвязанных между собой, целевых элементов, влияющих на формирование личности. В даную систему И.П. Подласый предлагает внести элементы управления технологией. [19]. Для внесений изменений в тот или иной элемент педагогической системы необходима реструктуризация остальных элементов.

Обновление педагогической инновации можно рассматривать как реконструкцию знаний, как материал-идею, действие, форму, метод, механизм, концепцию, программу, как определение методов использования материалов..

Показаны три вида инноваций: идеи и действия являются полностью новыми и особенными; расширенные либо переподготовленные идеи и действия; педагогические инновации, обновляющие действия, которые намечаются в будущем в новых условиях не смотря на ужесточение тех или иных целей.

Понятие «инновация» - это не только создание и распространение чего-либо нового, это активное изменение действительности действием и мыслью. То, что мы называем инновационым процессом в педагогическом обновлении есть единство отдельных частей педагогического обновления, освоение их и использование на опыте. Инновационые процессы в образовании -
это система изменений, непосредственно связанных с общественными изменениями. Их развитие важно во-первых, для формирования объема заказа, определяемого обществом; во-вторых, для объективных условий обновления; в-третьих, способностью принимать и выполнять этот заказ имеющимся коллективом; в-четвертых, это важно для научной и управленческой подготовки инновации.

Для нас очень важно доказать результаты исследования, потому что инновация дает более глубокое понимание комплексности и многозначности феномена. Такое понимание определяет инновационый процесс как действие совокупности субъектов. Большинство исследователей рассматривают инновацию как один из важных аспектов в развитии современных учебных учреждений. Любое толкование формулировки вносит в значение понятия инновации содержательные изменения, но главная функция инновации - изменение - остается неизменной.

Инновация появляется в тот момент, когда воспитательные задачи не могут быть решены традиционными формами, что порождает необходимость использования новых технологий в соответствии с новыми целями и задачами.

Список литературы

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: АН СССР, 1989. - 485 с.
  2. Жарыкбаев К., Калиев С. Казахское воспитание. - Алматы: Санат, 1995. - 352 с.
  3. Узакбаева С.А. Воспитание с глубокими корнями. - Алматы: Билим, 1995.- 232 с.
  4. Кожахметова К.Ж. Некоторые научные и теоретические вопросы исследования народной педагогики. - Алматы, 1993. - 17 с.
  5. Табылдиев А. Народная казахская педагогика и воспитание - Алматы: Казахский университет, 1991. - 213 с.
  6. Ашайулы А. Организация учебно-воспитательной работы на национально-педагогической основе (для учеников начальных классов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2002. - 16 с.
  7. Ешимханов С. Патриотическое воспитание учащихся во внеклассное время в годы Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 1975. - 15 с.
  8. Сейталив К., Амиралиев Ш. Единсто воспитания и обучения. - Алматы, 1983. - 182 с.
  9. Кунантаева К.К. История казахской педагогики. - Алматы, 2005. - 215 с.
  10. Кунантаева К.К. Объединение учащихся во внеучебное время. - Алматы, 1983.
  11. Байназарова Р. Эффективность совместного обучения. - Алматы, 1982
  12. Жумажанова Т.К. Научно-методические основы развития познавательных навыков по литературе у учащихся во внеклассное время: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Алматы, 1996.
  13. Бузаубакова К.Ж. Педагогические основы обучения учащихся экологическим знаниям и защите природы в процессе осуществления внеклассной работы в общеобразовательных школах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тараз, 1995. - 23 с.
  14. Тажибаева С.Г. Методика организация воспитательной работы в школе: учебное пособие. - Алматы, 2007. - 359 с.
  15. Садыкова М.К. Развитие внеклассной воспитательной работы преподавателей в казахстаних школах (1940-1960 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2002. - 27 с.
  16. Омар Е.О. Станавление и развитие внешкольных учереждений в Казахстане (1917-1990 гг.): автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Алматы, 2002. - 32 с.
  17. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / Отв. за вып. Ю.П. Аверичев и др. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
  18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
  19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник студ. пед. вузов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -576 с.