Научно-технический прогресс, стремительно возрастающая численность населения и требования его к более высокому уровню жизни, т.е. комфорту, привели к огромному расходованию энергоресурсов. В первую очередь расходуются органические виды топлива (уголь, нефть, газ, дрова и др.). В настоящее время мировое производство энергии на 85,3 % осуществляется за счет органических видов топлива (Бондарев В., Крылатков С., 2002), расходование которых сопровождается изъятием из атмосферы кислорода и продуцированием диоксида углерода. В течении ХХ века человечество, добиваясь комфорта и могущества, расходовало больше энергоресурсов, чем их было израсходовано за всю предыдущую историю (Грязев В., 2006). В настоящее время, как считает Р. Кунцинг (2009), в результате сжигания органических видов топлива в атмосферу Земли поступает 9,1 млрд тонн диоксида углерода. Пять млрд тонн из них поглощается (30 % растениями, 25 % морской акваторией, менее 1 % осадочными породами); остальное (45 %) остается в атмосфере.
Надо полагать, что человеческое общество производит диоксида углерода больше, чем в состоянии его секвестировать, сокращающиеся, площади растительного покрова.
Стремительно возрастающий научно-технический прогресс и стремление к комфорту способствовало увеличению мобильного транспорта. Число автомобилей на планете уже достигло 700 млн единиц; в России этот показатель достиг 40 млн. Не избежал стремительного роста этот вид транспорта и в городе-курорте Сочи. Число зарегистрированных здесь автомобилей за годы исследований (2005-2010 гг.) значительно увеличилось и составило на 01.01.2011 года 217 тысяч единиц (табл. 1).
Таблица 1
Динамика роста численности автомобильного транспорта и расходования нефтепродуктов на территории города-курорта Сочи (2005-2010 гг.)
Един. изм. |
Годы |
||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Численность автомобилей в т.ч. легковых грузовых |
т ед. т ед. т ед. |
123 83 40 |
137 95 42 |
155 110 45 |
180 130 50 |
197 142 55 |
217 157 60 |
Расход нефтепродуктов на автомобиль: легковой грузовой |
кг/год |
1300 3000 |
1300 3000 |
1300 3000 |
1300 3000 |
1300 3000 |
1300 3000 |
Расход нефтепродуктов автомобильным транспортом в год: легковым грузовым |
т/год |
107900 120000 |
123500 126000 |
143000 135000 |
169000 150000 |
184600 165000 |
204100 180000 |
Итого расходуется: |
т/год |
227900 |
249500 |
278000 |
319000 |
349600 |
384100 |
К сожалению, за комфортность и оперативность передвижения населения и перемещение грузов необходимо оплачивать ухудшением экологии. Многочисленные исследования показывают, что автомобильный транспорт является основным потребителем нефтепродуктов а, следовательно, и продуцентом диоксида углерода в атмосферу, равно, как и других продуктов сгорания.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что за шесть исследуемых лет (2005-2010) численность автомобилей увеличилась на 76,4 %, а расходование нефтепродуктов - на 68,8 %.
Соответственно этому увеличилось и продуцирование автомобильным транспортом диоксида углерода и других продуктов сгорания в атмосферу (табл. 2).
Таблица 2
Расходование природных ресурсов автомобильным транспортом города Сочи
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Расход нефтепродуктов автотранспортом |
т |
227900 |
24950 |
278000 |
319000 |
349600 |
384100 |
При сжигании тонны нефтепродуктов образуется СО2, |
т |
3,087 |
3,087 |
3,087 |
3,087 |
3,087 |
3,087 |
Образуется диоксида углерода |
т |
703527 |
770206 |
858186 |
984753 |
1079215 |
1185716 |
Расходуется при этом кислорода |
т/год |
799701 |
875495 |
975502 |
111937 |
1226746 |
1347806 |
В какой массе воздуха содержится этот объем кислорода |
т/год |
3817626 |
4179454 |
4656867 |
5343671 |
5856262 |
6434182 |
Потребность воздуха на 1-го человека: в сутки в год |
кг кг |
15 5475 |
15 5475 |
15 5475 |
15 5475 |
15 5475 |
15 5475 |
Какое количество людей могло дышать этой массой воздуха в течении года |
тыс. чел. |
697 |
763 |
851 |
976 |
1070 |
1175 |
Чтобы приближенно посчитать количество углекислого газа, который в среднем выделяет автотранспорт, а так же кислорода, который он поглощает, можно воспользоваться, например формулой горения бензина (2C8H18 + 25O2 = 16CO2 + 18H2O).
Из которой не трудно посчитать, что на одну тонну сгоревшего бензина из атмосферы изымается 3,509 тонны кислорода и продуцируется 3,087 тонны углекислого газа. Конечно, для этого подсчета была использована формула образцового бензина, обычный бензин, который разливают на заправках, содержит много дополнительных примесей. Но полученный результат - на 1 тонну топлива 3 тонны СО2, соответствует в целом тем оценкам которые дают специалисты (Арутюнов 2006) и справедлив не только для бензина, но и для других нефтепродуктов в целом.
Таким образом, если в 2005 году автомобильный транспорт расходовал 3 817 тыс. тонн воздуха, то в 2010 уже 6 434 тысячи. Если в 2005 году городской автомобильный транспорт «дышал» за 697 тысяч человек, то в 2010 году за 1175. Вполне очевидно, что дальнейшее увеличение автомобильного транспорта в городском образовании Большой Сочи приведет не только к увеличению «пробок» на городских улицах, но и к увеличению расходования такого важного природного ресурса, как воздух. А это приведет к снижению качества курорта.
Список литературы
- Арутюнов В. Потепление: катастрофа или благо? // Вокруг Света. - 2006. - №12. - С. 11.
- Бондарев В., Крылатков С. Анализ данных сейсморазведки. - Екатеринбург, 2002. - С. 62, 110, 126, 140.
- Грязев В. Планета земля нуждается в исцелении. - М.: Ростиздат, 2006. - С. 124-125.
- Кунцинг Р. Не переполни ванну // National Geographic. - 2009. - №12. - С. 16-18.