На V-й Международной конференции по образованию взрослых (Гамбург, 1997), был выдвинут тезис «Учение взрослых: ключ для XXI столетия». В развитых странах мира дополнительное образование идея-фикс сегодняшнего дня. США в систему Lifelong Education (образование через всю жизнь) ежегодно вкладывает около 250 млрд. долларов с числом вовлеченных около 20 млн. человек
Индивидуальная учебная нагрузка при повышении квалификации составляет в среднем около 200 час в год. По мнению американских методологов, образование обеспечивает до 40% темпов экономического роста и потому является основным компонентом инвестиций в развитие производства. В России, при существующем демографическом кризисе, образование взрослых является абсолютной необходимостью, поскольку только в нем заложен базис стабильности экономического роста в условиях постоянных перемен [2, 5].
Надо отдавать себе отчет, что обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. На додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, преподавателя, даже в репродуктивном варианте. Как известно здесь педагог сам определяет все параметры процесса обучения. В силу объективных причин обучающийся, студент, в данной модели не может активно влиять на организацию учебно-воспитательного процесса. Его основная роль - пассивное восприятие социального опыта, передаваемого преподавателями.
На этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Андрагогика - наука об обучении взрослых. Её главный постулат: обучающийся - ведущее звено в процессе образования. Взрослый человек активно стремится к самореализации, поскольку уже обладает жизненным и профессиональным опытом. И этот опыт объективно может быть использован в качестве важного источника, как личного дальнейшего обучения, так и окружающих [2].
Дипломированный специалист дополнительно обучается с вполне конкретной целью: сразу же применить полученные в процессе обучения новые знания, умения и навыки, и получить от их реализации определенную сиюминутную выгоду. В противном случае мотивация к обучению резко падает. Это проистекает по следующим причинам: учебная деятельность взрослого детерминирована конкретными временными, социально-бытовыми факторами, которые либо ограничивают процесс обучения, либо способствуют ему. Он уже, в принципе, определился в социуме, и ему нужно или изменить рамки своей прежней профессиональной принадлежности, или расширение границ профессиональной мобильности.
Андрагогический подход к обучению с учетом психофизиологических особенностей, профессиональных знаний, жизненного опыта и социальных характеристик обучаемого, с нашей точки зрения, должен включать ряд обязательных составляющих:
-
формирование реальной проблемы, провоцирующей обучение и усовершенствование собственных знаний и умений;
-
формирование реальной потребности в совместной работе по обмену опытом с себе равными;
-
ориентация на решение конкретной жизненной и профессиональной проблемы;
-
алгоритмизация готовности профессионала к обучению через всю жизнь с учетом анатомо- и психофизиологических особенностей и возможностей;
-
критическая оценка студентом, выявленных положительных и отрицательных аспектов в программе предлагаемого процесса обучения, коррекция учебных программ и процесса их реализации, достигнутых результатов с позиции образовательных потребностей обучающегося.
В этом ключе, при организации обучения взрослых (на отделении «Сестринское дело», повышенный уровень обучения) мы в обязательном порядке проводим:
-
предварительную психолого-андрагогическую диагностику обучающихся медицинских сестер;
-
планирование процесса обучения, исходя из их психологических особенностей;
-
создаем условия реализации процесса обучения, построенного на личных достижениях уже сформировавшегося профессионала.
Такая идеология обучения позволяет обеим сторонам (педагогу и студенту) более эффективно организовать процесс обучения, достичь более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающегося, постоянно развивать и его, и свои профессиональные и человеческие свойства и качества.
В системе образования взрослых не отрицаются и традиционные лекции, семинары. Однако наиболее выигрышными, как показывает наш опыт, являются деловые игры и тренинги. Известно, что в памяти остается 10% услышанного, 50% увиденного при общении, и до 100% того, что человек выполнил сам. В деловой же игре как раз и происходит ускоренное овладение социально-профессиональными ролями, варьируются разные способы поведения личности в реальных ситуациях, создаются условия для свободного и внестатусного интертипного информационного обмена. Стимулируется мотивация к обучению, так как интертипный информационный метаболизм понуждает индивидуума к постоянному совершенствованию.
Поскольку андрагогическая парадигма требует в обязательном порядке выявить физиологические и психологические особенности обучающихся, влияющие на особенности их познавательной и учебной деятельности, поэтому в своей работе в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси [1,5].
Она прошла проверку временем, активно используется в США, Франции, Израиле, адаптирована к российской действительности на контингентах Санкт-Петербургской военно-медицинской академии [3]. Смысл методики в определении и различении 16 психологических типов личности , определяемых по сочетаниям четырех факторов:
- E (Extravertion) & I (Intraversion) - экстраверсия-интроверсия;
- S (Sensation) & N (iNtuition) - здравомыслие-интуиция;
- T (Thinking) & F (Feeling) - логичность-чувствование;
- J (Judging) & P (Perceiving) - рассудительность-импульсивность.
Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий); главная черта человека - стремление к свободе определяется сочетанием SP:
- ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.
- ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.
- ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.
- ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.
Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей); главная черта человека - чувство ответственности определяется сочетанием SJ:
- ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.
- SFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.
- ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жиз- ни - долг, план, порядок, иерархия.
- ISTJ - Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.
Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон); главная черта человека - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению определяется сочетанием NF:
- ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.
- INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.
- ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.
- INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.
Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей); главная черта человека - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству определяется сочетанием NT:
- ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.
- INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.
- ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.
- INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.
Интроверты, как правило, в своей массе пассивны, в основном уделяют внимание личным внутренним ощущениям и мыслям. У них познание осуществляется от абстрактного к конкретному, через глубокий анализ. Мы убедились, что для интровертов лучше в качестве учебного материала использовать печатные материалы, тексты, самостоятельную работу, индивидуальные занятия, экзамен предпочтительнее проводить в письменной форме. Для подавляющего же числа экстравертов наоборот необходимы выраженная наглядность обучения, групповой метод обучения, использование иллюстраций, таблиц, графиков, схем и т.д. Они любят попробовать все своими руками, «растворяться» в массе, участвовать в дискуссиях, им легче сдавать устный экзамен в конце обучения.
Один из основных постулатов андрагогики, кроме всего прочего, предопределяет очень осторожное использование критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, уважение плюрализма жизненных позиций. [2]. В нашей ситуации при организации учебного процесса в среде медсестер-профессионалов (со стажем работы от 5 до 35 лет), действительно, наиболее продуктивными являются принципы самостоятельности добывания знаний. Исходя из этого, на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся нами мы пробуем внедрить создание ими порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения пока не относится к узаконенной в системе подготовки медперсонала со средним специальным образованием.
И в нашей системе профессионального образования её можно с полным основанием отнести к инновационным и личностно ориентированным. Строится она на выполнении комплексных заданий на реальном эмпирическом материале медсестры с непременным выходом результатов в практику лечебно-профилактической работы. Подтверждением правильности нашей педагогической стратегии и тактики является то, что работы наших взрослых студенток регулярно принимаются к опубликованию в периодических научных изданиях республиканского и международного уровней.
Безусловно, разноплановая и, главное, - продуктивная подготовка взрослых профессионалов не может осуществляться без серьезной учебно-методической перестройки учебного процесса, направленной на разработку иных, в корне отличных от додипломного уровня образовательно-профессиональных программ, учебных планов, тестовых заданий для рубежного и итогового (экзаменационного) контроля знаний, пособий, как для слушателей, так и для преподавателей.
Андрагогический подход особенно к обучению медицинских работников требует и кардинального совершенствования материально- технической базы последипломного профессионального образования. Во-первых, это широкий набор современных и различных в зависимости от категории обучающихся типовых, прошедших сертификацию в соответствующих учебно-методических отделах (при министерствах и центрах переподготовки медицинских кадров) учебных пособий и руководств модульного типа по соответствующим разделам конкретных изучаемых дисциплин и смежным специальностям, чего, к сожалению, пока нет.
Во-вторых, - это компьютерная техника для организации и проведения учебного процесса,тестового контроля, особенно квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Он, кстати, обязан быть не местническим, но обязательно республиканского уровня. И осуществить это должно только с использованием современных информационных технологий, что отмечалось исследователями еще на заре сегодняшнего компьютерного «бума» [5]. Сегодня стало обыденной очевидностью, что без компьютерной техники последнего поколения не возможно развитие современной парадигмы последипломного профессионального образования (электронные версии учебно-производственных планов и WWW-страницы последипломных образовательных учреждений Минздравсоцразвития России) и внедрение (следующий этап) дистанционных форм обучения специалистов.
Кроме того, с нашей точки зрения, средние специальные учебные заведения (ССУЗы) должны в обязательном порядке располагать издательскими комплексами, позволяющими осуществлять оперативные малотиражные издания необходимой практикам текущей учебно-методической и справочной литературы, решений и постановления высших декретных органов власти и руководства отрасли.
Список литературы
-
Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.
-
Овчинников Б.В. с соавт. Ваш психологический тип. - СПб., 1995.
-
Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. - М., 1993.
-
Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. - Gnoseology Books Ltd., 1984
- Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. - Chicago, 1980.