Состояние здоровья населения - один из главных показателей социально - экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие доминируют отрицательные значения таких важнейших показателей ноосферы, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни и т.д.
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно Россия теряет тысячи жизней, в их числе 600 тысяч - граждане трудоспособного возраста, рождается менее миллиона младенцев, состояние которых вызывает тревогу педиатров.
Значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению. Число больниц и поликлиник в стране за десять последних лет сократилось почти на две тысячи, к тому же, система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств разрекламированного обязательного медицинского страхования, а также бюджетов различных уровней, весьма неупорядочена, провоцирует злоупотребления. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в за- висимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т.д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения.
В данный момент разрослась сеть платных клиник с широким спектром предоставляемых услуг, с помощью которых человек может решить свои проблемы со здоровьем. Расценки на платные медицинские услуги колеблются в широких пределах, и чаще всего доступны не для всех. Теоретически в любых клиниках подход к пациенту должен соответствовать стандартам медицинского обслуживания населения, однако муниципальные лечебно-профилактические учреждения в этой гонке остаются аутсайдерами. В 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов, и в том числе проекта «Здоровье». В соответствии с этим национальным проектом преобразования в российской медицине с 2006 года должны были пойти по трем основным направлениям: совершенствование работы учреждений здравоохранения первичного звена, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи и профилактика заболеваний. Уже к 2009 году планировалось перевести здравоохранение на новую модель, принципом которой является то, что государство выделяет средства не на медицинскую помощь, а на финансирование расходов, на оборудование, инвентарь, зарплату медицинским работникам, оплату жилищно-коммунального хозяйства лечебно-профилактического учреждения. Причем, около 30-35% при таком финансировании медицинской помощи доплачивает само население.
Такой вариант распределения денежных потоков неизбежно порождает двойственность: с одной стороны медицина по закону является бесплатной, с другой - почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, при достаточно низком уровне сервиса и качестве оказываемых медицинских услуг. Возможно, именно поэтому граждане стремятся обратиться в платные медицинские учреждения, выбирают именно их. 13 января 1996 года правительство РФ издало постановление № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями . Оно дало сигнал к распространению платных услуг практически во всех лечебных учреждениях, хотя платными могут считаться только:
- виды медицинской помощи, не включённые в перечень гарантированных государством и субъектом РФ;
- превышение стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В статье 41 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Никакой платной медицинской помощи в этих учреждениях главный закон России не предусматривает. Таким образом, государство одновременно декларирует и бесплатность, и платность медицинских услуг. Постановление же правительства РФ от 13.01.1996 года нивелирует одно из основных прав граждан - право на бесплатную медицинскую помощь.
Уже сейчас Россия отстает от развитых стран по доле расходов на здравоохранение сообразно ВВП. В Восточной Европе на здравоохранение тратится почти 6%, в Западной Европе - около 9%, в США - 14%. На этом фоне, показательно, что в России с 2007 по 2009 год расходы государства на медицинскую помощь выросли всего лишь на 0,3% (с 2,6 до 2,9% ВВП). Некоторые эксперты отмечают, что система бесплатной медицины все еще находится на первичной стадии развития. И прежде всего потому, что рядовые граждане фактически лишены возможности влиять на повышение качества обслуживания в медицинских учреждениях, так как нет системы, учитывающей мнение потребителей и при оценке эффективности медицинской помощи, и при распределении финансовых средств того же фонда обязательного медицинского страхования.
В своей работе мы поставили цель оценить отношение пациентов (n = 200 чел.) «Окружного медицинского центра, ОКБ №1» к уровню и видам спроса на набор медицинских услуг. Наиболее востребованной является амбулаторная помощь врачей-специалистов в виде консультации (63%), стоматология - 44%, лабораторная диагностика - 22%, услуги женской консультации - 21%, лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры - 13%. По РФ, также отмечается рост числа посещений именно амбулаторно - поликлинического звена: 2002 г. - 9 600, 2003 г. - 9 400, 2004 г. - 9 400, 2006 г. - 9 850, 2007 г, - 11 000, 2010 г. - 12 600. (на каждую 1000 населения),
Анализ обращений потребителей платных медицинских услуг, как менее предсказуемого и рыночно-ориентированного сегмента совокупного рынка медицинских услуг Южного Федерального округа (ЮФО), в медицинские учреждения показал, что предпочтения отдаются многопрофильным больницам и районным поликлиникам (38%), в меньшей степени - диагностическим центрам и другим муниципальным (32%), коммерческим медицинским учреждениям (30%). Поэтому, на наш взгляд, крупные ЛПУ на региональном уровне должны взять на себя задачу развивать амбулаторно-поликлиническую и диагностическую помощь, так как эти клиники обладают многопрофильностью (к примеру, во включенной в анализ ОКБ № 1 их 46) и наличием высокотехнологичного оборудования.
В современных условиях важным моментом управления результативностью и эффективностью лечения становится соблюдение медицинских технологий и условий (стандартов), не допускающих безосновательного сокращения (или затягивания) лечебно-диагностических процедур, обязательных для каждой нозологической группы заболеваний, в то же время, из опорных оценок работы стационара до сих пор не исключены число развернутых коек, их оборот, длительность пребывания на них больных.
На этом фоне, нам показалось интересным исследовать отношение самих медицинских работников к проблеме платности медицинской помощи. Нами было опрошено 500 врачей-интернов Ростовского Государственного медицинского университета (медико-профилактический, педиатрический, лечебно-профилактический факультеты). Распределение предпочтений этой категории респондентов представлено в таблице.
Таблица 1 Распределение ответов респондентов (n = 500)
Вопросы |
Варианты ответа |
% |
Обращались ли Вы в целом к услугам платной медицины? |
Да |
81,7 |
Нет |
18,3 |
|
К какой категории обращавшихся Вы себя относите? |
Очень часто |
13,3 |
Часто |
61,7 |
|
Редко |
25,0 |
|
Очень редко |
26,7 |
|
Как Вы считаете: в будущем реальна ли повсеместная платность? |
Да |
0,0 |
Скорее, да |
36,7 |
|
Скорее, нет |
13,3 |
|
Нет |
13,3 |
|
Затрудняюсь ответить |
10,0 |
|
Какие критерии для Вас в оценке платной медицины оказались решающими? |
Доступность цен на услуги |
0,0 |
Отсутствие очередей |
31,7 |
|
Отсутствие врача нужного профиля |
31,7 |
|
Качество предоставляемых услуг |
21,7 |
|
Затрудняюсь ответить |
15,0 |
|
Значительно ли отличается качество платного медицинского обеспечения от бесплатного? |
Очень сильно |
10,0 |
Средне |
33,3 |
|
Особой разницы не вижу |
56,7 |
|
Какова Ваша оценка стоимости процедур в платных клиниках? |
Очень высокие |
21,7 |
Высокие |
63,3 |
|
Низкие |
3,3 |
|
Очень низкие |
0,0 |
|
Затрудняюсь ответить |
11,7 |
|
Есть ли согласованность платы и качества? |
Да |
18,3 |
Нет |
18,3 |
|
Могло бы быть и лучше |
55,0 |
|
Затрудняюсь ответить |
8,3 |
|
Какому виду помощи отдать предпочтение, если будет возможность выбирать? |
Платному |
3,3 |
Бесплатному |
40,0 |
|
По обстоятельствам |
56,7 |
|
Платная медицина это то, что Вы...? |
Не одобряю |
26,7 |
Одобряю, если цена соответствует качеству |
61,7 |
|
Частично согласен |
5,0 |
|
Затрудняюсь ответить |
6,7 |
Гипотеза, муссируемая СМИ, о том, что большая часть жителей России выбирает бесплатную медицинскую помощь, оказывается верной наполовину, так как преобладающая часть по нашим данным выбирает лечение в зависимости от обстоятельств (57%), и даже среди медицинских работников свое предпочтение бесплатному медицинскому обеспечению отдает не более 40% от числа всех опрошенных. Мы допускаем, что такое мнение респондентов обусловлено тем, что они не видят разницы между платным и бесплатным медицинским обслуживанием (57%), недовольны качеством и ценами на платные услуги из них более половины (64%), что говорит о явных проблемах отечественного здравоохранения.
Тем не менее, положительной стороной платных клиник, по мнению большинства респондентов, является отсутствие очередей (32%) и возможность обратиться к врачу нужного профиля при его отсутствии в поликлинике по месту жительства (32%). Большинство опрошенных респондентов согласно платить за медицинские услуги, если цена соответствует качеству (62%). Считают, что в будущем будут введены платные услуги повсеместно 37%.
На вопрос, сколько на Ваш взгляд, стоит сегодня здоровье человека медики, в основном, заученно отвечали, что оно либо бесценно, либо дорого в денежном плане. Это говорит о том, что значительная часть респондентов из медицинской среды испытывает недостаток денежных средств, и это объективный факт: зарплата начинающего врача приравнена к зарплате дворника, а медсестры - и того ниже.
По нашим данным к услугам платной медицины обращались 75 мужчин и 82 женщин из каждых 100 опрошенных, причем часто обращаются 15% женщин и только 8% мужчин, редко - 60% женщин и 67% мужчин. Никогда не обращались к услугам платной медицины около 25% и мужчин, и женщин, и это тревожный факт, так как состояние здоровья большинства медработников желает лучшего. У некоторых медработников регистрируется от одного до пяти-семи хронических заболеваний. Качеством предоставляемых платных медицинских услуг довольны больше мужчины (33%), чем женщины (19%). Большинство мужчин отдает свое предпочтение бесплатному медицинскому обслуживанию (50%), в то время как женщины выбирают, в какую клинику обратиться по обстоятельствам (60%). В ответах на вопрос о соответствии качества платных медицинских услуг их стоимости мнения мужчин и женщин разделились следующим образом: довольны качеством и стоимостью 25% мужчин и 17% женщин, такова же пропорция и отрицательных оценок медицинских услуг.
За введение повсеместно платных медицинских услуг значительная часть мужчин (42%), и женщин (40%). Наши данные говорят о том, что преобладающая часть респондентов выбирает лечение, действительно, в зависимости от обстоятельств, но большая часть опрошенных, так или иначе, обращалась за помощью в платные медицинские учреждения. И большинство согласно платить за медицинские услуги, если цена соответствует качеству.
Резюмируя можно отметить, что определенная часть потребителей медицинских услуг (из числа жителей г. Ростова-на-Дону и Ростовской области) и, собственно, «производителей» этих услуг - молодых медицинских работников, весьма пассивно и несколько потребительски воспринимает достаточно сложное положение дел в государственных медицинских учреждениях. Не отрицая, тем не менее, что российская система здравоохранения нуждается в серьезном и экстренном реформировании в соответствии с мировыми стандартами и реалиями рыночной экономики.
Список литературы
-
Акопян А.С. Организационно правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2004. - № 5-6.
-
Алексеев М.М. Медицина и деньги. - 2008. - http://rylov.ru/medic_moneys.
-
Абрамов Ю.А. Здоровье-ДВ. - 2009. - http://zdv.su/n4504.html?polls;7.
-
Бюджетная система Р.Ф.: учеб. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской. - М.: Юрайт, 1999.
-
Вишняков Н.И., Букин В.Е. О роли ДМС в охране здоровья работающего населения // Экономика здравоохранения. - 2004. - №9.
-
Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения. - М.: Медицина, 1999.
-
Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. - М.: Медицина, 2007.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. - М.: Наука, 2008.