Патологические изменения в щитовидной железе приводят к нарушениям в регуляции иммунного ответа не только за счет модуляции свойств отдельных популяций иммунокомпетентных генов, но и на молекулярно - генетическом, внутриклеточном уровнях, с помощью изменения экспрессии разных форм цитокинов. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость нейроэндокринной и иммунной систем позволяют обоснованно говорить о необходимости комплексного подхода к ведению больных с узловыми образованиями щитовидной железы [3]. С этой точки зрения представляется актуальным применение лекарственных способов воздействия, позволяющих корригировать нарушения разных параметров единого структурно-функционального блока иммунно-эндокринной системы.
Узловые образования щитовидной железы являются распространенной проблемой и диагностируются у 20-67% случайно отобранных людей, при этом с более высокой вероятностью у женщин и лиц пожилого возраста обоего пола. Терапевтические методы лечения направлены в основном на достижение эутиреоза за счет заместительной терапии, но они не способны восстановить иммунодепрессию после оперативного лечения, что ведет к возникновению рецидива зоба. Так, рецидивы зоба возникают при энуклеации узлов в 47,4%, при гемитиреоидэктомии в 37%, субтотальной резекции - 23% [7]. Трудность лечения таких больных обусловлена выраженным рубцово-спаечным процессом в ложе щитовидной железы, нарушением капсулы железы и отсутствием четких границ тканей [1]. Наиболее высокая частота рецидивов дифференцированного рака отмечается в течение первых 5 лет после операции [6]. Повторные операции приводят к возрастанию риска послеоперационных осложнений в 3-10 раз [2].Таким образом, наиболее распространенным в медицинской практике для предупреждения рецидива узлового зоба после операции на щитовидной железе является использование заместительной терапии тиреоидными гормонами (гормонами щитовидной железы). С целью снижения уровня ТТГ до 0,1-0,3 мМЕ/л рекомендовано назначение гормонов щитовидной железы в дозе 100-150 мкг в сутки. Расчет дозы: от 2,2 до 2,5 мкг на 1 кг веса в день. Принимается вся суточная доза утром, натощак в один прием [4].
Тиреоидные препараты устраняют симптомы гипотиреоза, поддерживают нормальный обмен веществ в организме. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования всех органов и функциональных систем организма:
- Стимулируют глюконеогенез и метаболизацию углеводов.
- Стимулируют метаболизацию жиров.
- Активизируют костный метаболизм с активацией функции остеобластов и остеокластов.
- Усиливают сократимость миокарда и увеличивают объем выброса крови, систолическое и пульсовое давление, а также потребность миокарда в кислороде.
- Влияют на синтез, транспорт, метаболизм и периферические эффекты половых гормонов [8].
Критерием адекватности лечения является исчезновение симптомов недостаточной функции щитовидной железы. Иногда возникает вопрос о целесообразности использования комбинированных препаратов, содержащих и тироксин, и трийодтиронин в различных соотношениях. По современным представлениям, показанием к использованию комбинированных препаратов является нарушение периферической конверсии гормонов тироксина (Т4) в трийодтиронин (Т3). Монотерапия Т4 имеет неоспоримое преимущество перед комбинацией Т4 и Т3, поскольку позволяет избежать экзогенного субклинического тиреотоксикоза. Препараты гормонов щитовидной железы назначаются либо для заместительной, либо для супрессивной терапии. Ряд ретроспективных исследований по поводу узлового зоба с длительностью наблюдения от 5 до 8 лет показали, что назначение левотироксина не снижает частоту рецидивов зоба [6]. Оперативное лечение на гормональном органе является стрессом для организма приводящий к нарушению иммунного гомеостаза на долгие месяцы, и даже годы.
Хирургическая агрессия в первую очередь влияет на показатели клеточного звена иммунитета:
- отмечено снижение уровня лимфоцитов периферической крови в первые двое - трое суток после операции на 5-8%;
- среди популяций наибольшее изменение претерпевают Т-клетки: общее число Т-лимфоцитов уменьшается на 11-13%, тогда как уровень В-клеток снижается всего на 2-4%;
- уровень Т-лимфоцитов с хелперной активностью после обезболивания и операции снижается на 7-8%, причем такая тенденция прослеживается довольно длительное время (до пяти-семи суток);
- показатели Т-супрессоров также подвержены изменениям: уровень их снижается, однако не так значительно, как Т-хелперов, и составляет к концу третьих суток 97-99% от исходного;
- соотношение Тх/Тс снижается на 8-10%, что говорит о наличии кооперативных расстройств в системе иммунитета.
В настоящее время благодаря достижениям клеточной и молекулярной иммунологии установлена основная причина развития индуцированного иммунодефицита после хирургической операции. Этой причиной является нарушение взаимодействия между двумя основными иммунорегуляторными субпопуляциями лимфоцитов: TH1-и ТН2-клетками [8]. В нормальном организме существует определенный баланс между этими субпопуляциями лимфоцитов, обеспечивающий нормальное функционирование всех компонентов иммунной системы. В результате хирургических операций и травм развивается дисбаланс ТН1- и ТН2-клеток, заключающийся в подавлении активности первых и преобладании активности вторых [9]. ТН1-клетки продуцируют провоспалительные цитокины: ФНО и у-интерферон, играющие исключительно важную роль в противоинфекционной защите. Эти цитокины стимулируют фагоцитоз микробов нейтрофилами и макрофагами, усиливают функциональную активность NK-клеток, способствуют образованию цитотоксических Т-лимфоцитов. ТН2-клетки продуцируют противовоспалительные цитокины: ИЛ-4 и ИЛ-10. Таким образом дисбаланс ТН1- и ТН2-клеток, заключающийся в преобладании вторых над первыми, является основной причиной формирования послеоперационного иммунодефицита. Очевидно, что дисфункция иммунной системы, обусловленная как воспалительной реакцией, так и связанная с нарастающей иммунодепрессией, является не просто фоном, а одним из главных компонентов патогенеза - тем маховиком, который раскручивает основные патологические процессы в оперированном орга- не [5], что в дальнейшем ведет к возобновлению поражения данного органа.
Цель исследования - изучить состояние иммунной системы у больных с узловыми образованиями щитовидной железы в послеоперационном периоде, до начала заместительной терапии. Дать клиническую оценку эффективности применения иммуномодуляторов (иммунофана, нуклеината натрия) в сочетании с тиреоидными препаратами в послеоперационном периоде у больных с узловыми образованиями щитовидной железы.
Проанализировать результаты комплексного лечения больных с узловыми образованиями щитовидной железы и частоту возникновения у них рецидивов заболевания.
Материалы и методы исследования
Всего обследовано 126 человек с узловыми образованиями ЩЖ, из них 68 женщин и 58 мужчин. Возраст большинства больных приходится на 30-60 лет у мужчин в 49 случаях (84,4%) и у женщин в 53 случаях (77,9%). Все больные проживали в эндемичных районах по заболеваниям щитовидной железы: Приволжский Федеральный округ (Саратовская область) - 95 (75,4%), Южный Федеральный округ (Волгоградская область, Астраханская область, Чеченская республи- ка) - 31 (24,6%). Среди больных с многоузловыми поражениями щитовидной железы преобладало поражение двух долей без поражения перешейка - 65 (51,7%), одна доля была поражена у 51 больного (40,4%). Поражение одной доли включая перешеек, диагностировалось у 7 больных (5,5%), поражение двух долей с поражением перешейка - у 3 больных (2,4%).
Все больные с узловыми образованиями щитовидной железы были прооперированы. Объем оперативного вмешательства определялся в зависимости от объема поражения щитовидной железы. Большей части больных была проведена гемитиреоидэктомия одной доли железы с истмусэктомией - 81 (64,2%).Резекцию одной доли щитовидной железы без перешейка была проведена 34 больным (26,9%), резекция одной доли ЩЖ и перешейка - 4 больным (3,3%), резекция двух долей без перешейка - 7 больным (5,6%). У 10 (7,9%) больных выполнялись симультанные операции.
Оценка лабораторных показателей. У всех больных были определены параметры иммунитета, биохимические, гематологические показатели. Для оценки иммунного статуса определялся субпопуляционный состав лимфацитов периферической крови - СD3+, CD4+, CD16+, CD16+, CD19-методом люминисцентной микроскопии, отношение CD4+/CD8+, ЦИК - в акции с раствором полиэтиленгликоля на спектрометре. Иммуноглобулины (IgA, IgG, IgМ) определяли по методу Манчини.
Результаты исследования и их обсуждение
Исходные значения содержания лейкоцитов и лимфоцитов в периферической крови имели достоверное снижение (р < 0,05) по сравнению с группой здоровых доноров, но не выходили за пределы возрастной нормы (табл. 1). При этом отмечалось снижение абсолютных значений лейкоцитов у больных прооперированных с узловыми образованиями ЩЖдо 5,8 ± 0,022 в мкл. Количество лимфоцитов также имело тенденцию к снижению до 1,4 ± 0,013 в мкл соответственно. Относительные показатели количества лейкоцитов и лимфоцитов оставались в пределах нормы.
Таблица 1 Содержание лейкоцитов и лимфоцитов в периферической крови до начала исследования
|
Клинически здоровые доноры |
Больные прооперированные по поводу узловых образований щитовидной железы |
Р |
|
Лейкоциты |
в мкл |
6,6 ± 0,024 |
5,8 ± 0,022 |
< 0,05 |
Лимфоциты |
в мкл |
2,0 ± 0,015 |
1,4 ± 0,013 |
< 0,05 |
Изменения гематологических показателей имели тенденцию к снижению для всех больных прооперированных по поводу узловых образований ЩЖ (табл. 2).
Таблица 2 Гематологические показатели у больных с узловыми образованиями щитовидной железы
|
Клинически здоровые доноры |
Больные прооперированные по поводу узловых образований щитовидной железы |
Р |
|
Тромбоциты |
в мкл |
246 ± 48,2 |
212,8 ± 48,4 |
< 0,05 |
Эритроциты |
в мкл |
4,25 ± 44,2 |
4,14 ± 44,6 |
< 0,05 |
Гемоглобин |
в мкл |
128 ± 98,2 |
121,5 ± 98,4 |
< 0,05 |
Из табл. 2 видно, что снижение содержания эритроцитов, тромбоцитов и гемоглобина в периферической крови выражено у прооперированных больных. Количество тромбоцитов составило 212,8 ± 108,4 в мкл, эритроцитов - 4,14 ± 44,6 в мкл.
При анализе иммунограмм пациентов исследуемой группы были отмечены изменения со стороны исходных показателей всех звеньев иммунитета (табл. 3).
Иммунограмма пациентов с узловыми образованиями щитовидной железы характеризовалась снижением содержания субпопуляций Т - клеток. Содержание СD3+ - клеток у больных составило 61,5 ± 0,020 в мкл; СD4+ - клеток - 32,8 ± 0,045 в мкл; СD8+ - клеток - 19,2 ± 0,038 в мкл, тогда как у здоровых доноров значения данных показателей были выше: СD3+ - клетки - 62,5 ± 0,044 в мкл; СD4+ - клетки - 37,0 ± 0,042 в мкл; СD8+ - клетки - 23,3 ± 0,032 в мкл.
Таблица 3 Показатели клеточного звена иммунитета
|
Клинически здоровые доноры |
Больные прооперированные по поводу узловых образований щитовидной железы |
Р |
|
СD3+-клетки (Т-лимфоциты) |
в мкл |
62,5 ± 0,044 |
61,5 ± 0,020 |
< 0,05 |
СD4+-клетки (Т-хелперы) |
в мкл |
37,0 ± 0,042 |
32,8 ± 0,045 |
< 0,05 |
СD8+-клетки (Т-супрессоры) |
в мкл |
23,3 ± 0,032 |
19,2 ± 0,038 |
< 0,05 |
Изменение содержания в крови Т-лимфо- цитов опосредовано влияет на содержание В-лимфоцитов, что и подтверждается результатами наших исследований. Количество В-лимфоцитов у больных с узловыми образованиями ЩЗ имеет тенденцию к снижению - 17 ± 4,2 в мкл, у здоровых доноров данный показатель составил 18 ± 5,5 в мкл. Вследствие снижения В-лимфоцитов уменьшается количество иммуноглобулинов (табл. 4).
Таблица 4 Показатели гуморального звена иммунитета
|
Клинически здоровые доноры |
Больные прооперированные по поводу узловых образований щитовидной железы |
Р |
|
СD20+-клетки (В-лимфоциты) |
в мкл |
18,0 ± 0,025 |
17,0 ± 0,022 |
< 0,05 |
Ig A |
г/л |
3,4 ± 0,024 |
2,0 ± 0,017 |
< 0,05 |
Ig M |
г/л |
1,9 ± 0,020 |
1,4 ± 0,017 |
< 0,05 |
Ig G |
г/л |
14,8 ± 0,016 |
12,6 ± 0,024 |
< 0,05 |
Из приведенных данных видно, что снижение иммуноглобулинов весьма значительно. Уровень иммуноглобулина А (Ig A) у больных с узловыми образованиями ЩЖ составил 2,0 ± 0,017 г/л, у здоровых доноров - 3,4 ± 0,024 г/л. Содержание иммуноглобулинов М и G (Ig M и Ig G) также было снижено и составило 1,4 ± 0,017 и 12,6 ± 0,024 г/л в сравнении со здоровыми донорами 1,9 ± 0,020 и 14,8 ± 0,016 г/л соответственно.
Выводы
Таким образом, проведенное оперативное вмешательство у больных с узловыми образованиями щитовидной железы дает достоверное снижение абсолютных показателей иммунитета во всех его звеньях. Учитывая существование тесной функциональной связи между эндокринной и иммунной системами, является актуальным применение в комплексном лечении заболеваний эндокринной системы иммуномодуляторов. Лечение иммуномодуляторами необходимо включать в схемы лечения больных послеоперационным гипотиреозом.
Список литературы
-
Воскобойников В.В., Ванушко В.Э. Диагностика, тактика хирургического лечения больных с многоузловым зобом: методические рекомендации, 2001. - С. 7-10.
-
Гащенко А.Д. Хирургическое лечение заболеваний щитовидной железы. - 2000. - С. 7-10.
-
Земсков В.М., Караулов А.В., Феодаритова Е.А. - М.: Из-во «Наука», 2002. - С. 178-179.
-
Калинин А.П., Левит И.Д. Лечение больных аутоиммунным тиреоидитом // Тер.архив. - 1987. - №4. - С. 123.
-
Козлов В.К. Острые и неотложные состояния в практике врача. - 2008. - №4.
-
Петунина Н.А. Использование препаратов гормонов щитовидной железы в клинической практике. - М.: Изд-во «ИнтелТек», 2003. - С. 4-5.
-
Фадеев В.В., Захарова С.М., Паша С.П. Многоузловой эутиреоидный зоб // Клиническая тиреодология. - 2004. - Т2, №2. - С. 22-23.
-
Фадеев В.В., Мельниченко Г.А. Гипотиреоз: руководство для врачей. - 2002. - С. 18-19.
-
Percutaneous ethanol injection may be a definitive treatment for symptomatic thyroid cystic nodules not treatable by surgery: five-year follow-up study / M. Zingrillo, M. Torlontano, R. Chiarella et al. // Thyroid. - 1999. - Vol. 9. - P. 763-767.
- Tarantino L. Percutaneous ethanol injection of large autonomous hyperfunctioning thyroid nodules / L. Tarantino, A. Giorgio, N. Mariniello // Radiology. - 2000. - Vol. 214 (1). - P. 143-148.