Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

USE OF TRAINING SESSIONS IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCY OF LAW FACULTY STUDENTS

Nyyazbekova K.S.
The given article examines methods of teaching a state language for Russian speakers and interactive methods of teaching for generating communicative competency of future lawyers.

Подготовка конкурентоспособных специалистов на национальном, европейском и мировом рынках труда, требует усовершенствования содержания высшего образования и организации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Одним из интерактивных методов обучения является тренинги. Роль тренингов при обучении профессиональной лексике студентов-юристов огромна. Например:

Тема урока-тренинга «АДЕЛАИДА».

Эта сложная история о праве на жизнь поможет увидеть, как права осуществляется на практике.

Понятия: Каждый имеет право на жизнь. Существует концепция «естественных прав». Необходимые материалы: Упрощенная версия Всеобщей Декларации прав человека.

Описание урокаПокажите группе статью №3, которая гласит: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Прочитайте группе следующую историю...: 19 мая 1884 года 4 человека отправились в плавание в Австралию от берегов Англии на яхте «Аделаида». Это были капитан Томас Дадли, первый помощник Эдвин Стивенс, матрос Нед Брукс и 17-летний юнга. 5 июля гигантская волна ударила в борт яхты. Яхта начала тонуть. Экипаж успел только схватить два консервных банки с едой и забраться в открытую шлюпку до того, как «Аделаида» затонула. Четыре неудачливых морехода оказались в самой середине Атлантического океана, в 1600 милях от суши, с парой банок консервированных овощей для поддержания жизни. Через три дня голодные моряки ухитрились поймать черепаху. Это обеспечило их едой и питьем, но спустя девять дней и этот запас пришел к концу. Все еще в 1000 миль от суши, без еды и со случайными дождями, как единственным источником питьевой воды, мореплаватели впали в отчаяние... Существовал, однако, один шанс продержаться еще несколько дней, по крайней мере, для троих членов экипажа. Один из них должен был послужить пищей остальным. Капитан предложил бросить жребий, чтобы решить, кто должен быть убит, но Стивенс и Брукс отказались. «Если нам суждено умереть, - сказали они, - пусть мы умрем все вместе». Юный Ричард Паркер, лежащий на дне лодки почти в бессознательном состоянии, ничего не сказал. Он был сиротой, и уже находился на пороге смерти. Они знали, что лодка дрейфует в направлении морских путей. Они могли встретить корабль в любой день или не встретить. Они договорились, что если на следующий день помощь не придет, они убьют мальчика. Помощь не пришла... Матрос Брукс не хотел принимать участия в убийстве. Он с головой укрылся своей курткой на корме шлюпки, когда Дадли и Стивенс встали на колени над бредящим Паркером..... Все три оставшихся в живых моряка жили за счет его смерти еще три дня. На четвертый день их заметили с немецкого судна «Монтесума». Все трое были очень слабы. Боцмана и капитана пришлось втаскивать на судно веревками. Корабль достиг берегов Англии 7 сентября. Дадли, Стивенс и Брукс пошли прямо к властям и обяснили причины смерти юнги.

Попросите группу обсудить следующие вопросы: Считаете ли вы, что эти трое совершили преступление? Должны ли они быть привлечены к уголовной ответственности?

Одинакова ли степень их вины? Прочитайте следующую часть истории: Происшествия такого рода случались и раньше, поэтому Дадли, Брукс и Стивенс были очень удивлены, когда немедленно после признания были арестованы по обвинению в убийстве - хотя обвинение против матроса Брукса впоследствии было снято. К этой истории было привлечено внимание общественности, т.к. она была подробно описана в газетах. Была объявлена подписка на оплату адвокатов для защиты моряков на суде. На предварительном слушании было признано, что описанный факт имеет место, но присяжные столкнулись с определенными трудностями. Они симпатизировали трем морякам, и рады были бы согласиться, что нет преступления в убийстве другого человека для спасения собственной жизни. Но они осознавали, что убийство человека, не угрожавшего вашей жизни, является преступлением. Судья предложил им способ разрешения проблемы, разрешив им сделать необычный шаг - принять «особый вердикт». В нем присяжные установили факт случившегося, но оставили на рассмотрение пяти судей решение вопроса, виновны ли Стивенс и Дадли в совершении убийства.

Попросите группу обсудить следующие вопросы: Если бы вы были одним из пяти судей, признали ли вы Дадли и Стивенса виновными в совершении убийства? Почему? Если виновны, как они должны быть наказаны?

Теперь прочитайте группе, что случилось: «Суд вынес вердикт о виновности в убийстве Дадли и Стивенса. Наказанием за убийство была смерть, но в данном случае она была заменена шестью месяцами тюрьмы. По стандартам того времени и в сравнении с наказаниями, которые назначались другим морякам в тех же условиях, многие сочли этот приговор жестоким».

Вопросы к группе:

  • Право Ричарда Паркера на Жизнь было нарушено. Как насчет права на жизнь трех остальных моряков в шлюпке?
  • Что бы предприняли вы? Предпочли ли бы вы собственную смерть убийству другого человека?
  • Эта история случилась за 64 года до принятия Всеобщей Декларации прав человека. Имеет ли это какое-то отношение к праву Ричарды Паркера на жизнь?
  • Некоторые люди настаивают на том, что существуют «естественные», «природные права», которые существовали всегда, и которые общепризнаны и справедливы. Например, право человека быть свободным должно быть «естественным правом». Согласны ли вы с этой идеей?
  • Какие еще права, не связанные с правом на жизнь как таковым, могут быть признаны «естественными»? Составьте список и сравните со Всеобщей Декларацией прав Человека. Сделайте заключения.

    Список литературы

  1. Ныязбекова К.С. Использование профессиональной лексики на занятиях по казахскому языку // Наука и образование - 2010/2011: материалы VII международной научно-практической конференции. - Чехия (Прага). - С. 84-88.
  2. Ныязбекова K.С. Роль родного языка в формировании двуязычия и многоязычия // Двуязычное образование: теория и практика: материалы Международной научной конференции. (26-28 апреля 2011 г., Хельсинки, Финляндия). - С. 211-214.
  3. Ныязбекова К.С. Использование тренингов при обучении профессиональной лексике студентов экономических специальностей // Перспективы науки. - Тамбов, 2011. - №5 (20). - С. 192-194.
  4. Ассоциация Юных Лидеров в Казахстане // Программа гражданского образования. - Алматы, 1997. - С. 46-48.