Проблема взаимоотношений человека и природы ненова, она на протяжении столетий занимала умы выдающихся ученых. В современной научной литературе трудно изыскать область или направление, где бы ни касались понятия «экология». Вместе с тем, подчастую, само понятие экологии отождествляется с окружающей средой. В этой связи, на наш взгляд, представляет научный интерес попытка В. Евдокимова навести порядок в «понятийном кризисе». Однако научные выводы автора небесспорны. Так, вряд ли можно согласиться с тем, что «экология - научная дисциплина, объясняющая взаимодействие объекта исследования с географической средой», что «когда мы говорим о месте, мы имеем ввиду географическую среду». Представляется, что экология - наука о среде обитания, а она намного шире, чем географическая среда, хотя бы потому, что понятие географии определяется как землеописание. Среда обитания человека - это целая экосистема, состоящая из множества элементов, условий жизнедеятельности человека:
-
воздушный океан;
-
место работы;
-
место проживания;
-
продукты питания;
-
питьевая вода;
-
климатические условия.
Итак, экология есть наука об экосистеме, о среде обитания. Экосистема, как выше отмечалось, стала предметом исследования многих научных направлений. Это обусловлено ее влиянием на уровень здоровья населения, на динамику врожденных аномалий, на уровень смертности, то есть на демографическую ситуацию, которая для Росси XXI века стала весьма проблематичной.
Решение проблемы улучшения демографической ситуации возможно только на основе всестороннего исследования всех ее аспектов на стыке ряда наук. В этой связи мы попытались на основе статистических данных обосновать причинно-следственную связь экосистемы, роста некоторых заболеваний и чрезмерной смертности на примере РСО-Алания.
В РСО-Алания по сравнению с другими республиками Северного Кавказа сложилась весьма неблагоприятная демографическая ситуация. Так, к примеру, если за последние 8 лет (2000-2008 гг.) численность населения в Южном Федеральном округе (ЮФО) увеличилась на 140 тыс. чел., в том числе в республике Ингушетия - на 62 тыс. чел., в Кабардино-Балкарии - на 5 тыс. чел., то в РСО-Алания уменьшилось на 2 тыс. чел. (заметим, при весьма интенсивном потоке мигрантов в РСО-Алания из соседних республик и ближнего зарубежья, особенно из внутренних районов Грузии).
Сложившаяся в РСО-Алания демографическая ситуация, на наш взгляд, обусловлена тем, что в условиях, когда «...уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни» предприниматели мало озабочены уровнем здоровья населения, тем более если речь идет о дополнительных, с их точки зрения-неэффективных затратах капитала. При таком отношении российского бизнеса необходимы научные исследования и мониторинг состояния среды обитания для того, чтобы сохранить здоровье населения; чтобы обеспечить высокую качественную структуру новорожденных. Мониторинг экосистемы необходим, так как в условиях, когда предпринимателю во главу угла ставят прибыль, когда «...если копнуть поглубже как работает внутренняя этика, насколько прозрачна деятельность компаний в благотворительной или экологической областях, специалистам становится понятно, что многие вопросы скрыты сознательно и многие компании не до конца прозрачны» (не случайно в опубликованном известным Нью-Йоркским научно исследовательским институтом EthisphereInstitute ежегодном списке самых этичных компаний мира из 110 нет ни одной российской).
При существующем в современной России безответственном неэтичном отношении бизнеса к экосистеме вызывает недоумение целесообразность исследовательской деятельности сотрудников научного центра Гигиены для оказания помощи «...в период внедрения капиталистических принципов ведения хозяйства...обеспечить предпринимателям определенную экономию средств за счет гигиенически допустимого уменьшения площади СЗЗ». Такое отношение науки к предпринимательству в современной России вызывает вопросы. Предпринимателям нужно помогать не в том, как сэкономить на охране окружающей среды и улучшении условий труда, а в том как улучшить экосистему, какие здоровье сберегающие технологии для этого следует использовать. Более того, к этому необходимо принуждать сам бизнес. Между тем, как показывает практика, госструктуры скорее защищают интересы частного капитала, нежели населения. Иначе, чем можно объяснить то, что решая проблему коррупции в контролирующих органах госструктуры как всегда проявили свою неадаптивность, негибкость, практически отменив контроль над предпринимательской деятельностью.
В условиях, когда предприниматель не заинтересован в применении здоровьесберегающих технологий, общество должно осуществлять мониторинг его деятельности в части негативного воздействия на окружающую среду. Заметим, суть капитала, как и суть предпринимательства, за полтора столетия не изменилась. К примеру, слова К. Маркса, сказанные в середине XIX столетия о том, что «...капитал беспощаден по отношению к здоровью и жизни рабочего всюду, где общество не принуждает его к другому отношению» сегодня не менее актуальны, о чем говорят статистические данные, характеризующие уровень здоровья населения и демографическую ситуацию в РСО-Алания.
Говоря о влиянии экосистемы на демографическую ситуацию, следует особо отметить состояние здоровья детей. В этой связи, представляет интерес качественная структура новорожденных как синтетический показатель, аккумулирующий всю систему факторов, влияющих на уровень здоровья населения. К примеру, в 1995 г. Количество детей родившихся больными или заболевшими составило 1368; в 2005 г. - 2905; в 2009 г. - 3385. В процентах от числа родившихся живыми это составило: в 1995 г. - 15,5%; в 2005 г. - 40,2%; в 2009 г. - 30,1%.
Ситуация с недоношенными детьми выглядит еще тревожнее. Так, из общего числа детей, родившихся живыми недоношенные составили: в 1995 г. - 220; в 2205 г. - 160; в 2008 г. - 482. Зависимость уровня здоровья детей РСО-Алания от экосистемы подтверждает сравнительная с соседними республиками статистика, характеризующая врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения с 0 до 14 лет на 1000 детей:
ЮФО - 7,6;
Республика Ингушетия - 5,2;
Кабардино-Балкарская Республика - 7,6;
РСО-Алания - 13,7.
Как видим, в РСО-Алания детей с врожденными патологиями почти в два раза больше, чем в соседних национальных республиках и в среднем по ЮФО. Это ли не генетическая катастрофа, которая случилась в РСО-Алания во многом по вине заводов цветной металлургии (воздух которым дышит население г. Владикавказа содержит кадмий, цинк, свинец, таллий, теллур, мышьяк, серный ангидрид.
Чтобы решить проблему оздоровления экосистемы необходимо исследовать причины существования неблагоприятной окружающей среды. Представляется, что главная причина-алчность, экономическая безграмотность и отсутствие этического воспитания нашего российского бизнеса. Иначе, чем можно объяснить то, что станочный парк наших промышленных предприятий в лучшем случае 80-х годах прошлого столетия. Не случайно, по вывозу и бегству капитала Россия в мире на первых позициях.
Говоря о причинах сложившейся негативной экосистемы нельзя не сказать о нигилистическом отношении властных структур к научным разработкам в этой сфере.
Думается, неблагоприятная ситуация в экосистеме также обусловлена индифферентностью госструктур в условиях отсутствия социальной ответственности и этики у большинства российских предпринимателей.
Как нами отмечалось, сам по себе мониторинг не есть панацея от отравления экосистемы. Мониторинг может быть эффективным в том случае, если он осуществляется независимыми от местной власти экспертами и специалистами из числа жителей проживающих вблизи отравляющего объекта.
Мониторинг экосистемы необходим не только для констатации ситуации. Он необходим, чтобы уровень загрязненности не достиг точки невозврата. Для этого необходимо следующее:
-
аргументация дислокации предприятий, отрицательно влияющих на экосистему должна быть обоснована независимой от госструктур и капитала экспертной комиссией;
-
гражданское общество и некоммерческие общественные организации призванные охранять экосистему в вопросах определению санитарно-защитной зоны, должны отстаивать свои позиции более активно, более агрессивно (в рамках правового поля);
-
разработать такую нормативно-правовую базу, которая будет принуждать бизнес модернизировать производство, внедрять здоровьесберегающие технологии.