Переменами наше поколение не удивишь. Начавшиеся ещё в конце 80-х годов прошлого века изменения под лозунгами борьбы с «застоем», идеологизацией, изолированностью во имя новой цивилизованности, демократии и толерантности оформились сегодня в новую идеологию мирового глобализма.
Мировоззрение - это общий взгляд на мир с позиции базовых интересов субъекта мировоззрения. Можно говорить о мировоззрении личности, группы, общества, мирового сообщества. Ядром мировоззренческих картин мира выступает, таким образом, система ценностей: религиозных, политических, этических и т.д.
Важнейшей чертой мтировоззренческих систем является их идейная бескомпромиссность по отношению друг к другу.
Мировоззрение - это не нейтральный взгляд на мир, но строгая концептуализация, призванная обосновать и актуализировать духовный потенциал субъектов социальной деятельности. При этом, далеко не в последнюю очередь в содержание мировоззрения включается единство ценностей прошлого с будущим, то есть, ценность традиции, ценность трансяции как таковой, которая опирается на учёт единства исторического субъекта во времени и его совершенно особых оценок характера иторического процесса. Уважение к прошлому, писал А.С. Пушкин, есть признак просвещённости, а попытка порвать с ним и начать всё с нуля, по словам Х. Ортеги-и-Гассета, это попытка стать или притвориться орангутангом.
Так, в условиях объективной невозможности компромисса мировоззренческих ценностей и, с другой стороны, при необходимости постоянного углубления коммуникационных связей возникает проблема сосуществования субъектов взаимодействия, которое предполагается, естественно, как мирное, толерантное. Однако, по поводу его форм видим далеко не нейтральные позиции: или это интеграция (взаимодействие, взаимовлияние, сближение) культур на основе развития их потребностей и возможностей совместного общения, или конвергенции - поглощения одних культур другими, исторически более успешными.
В настоящее время, к сожалению, преобладает именно конвергентная тенденция формирования мирового сообщества.