Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Вера для каждого человека это выбор нравственных норм и моральных принципов. Сегодня в мире существует огромное количество религиозных учений. Каждая религия - это мировоззрение и общественная мысль, облеченная в виде культовой деятельности. В процессе исторического развития происходит духовно-нравственное совершенствование религиозных учений. Каждая религия не останется неизменной, меняется общество и меняются нравственные постулаты церкви. Показателен в этом смысле католицизм. Противоречия современного католицизма обнажают проблемы социальной функции веры и религии.

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве. Доктрина католицизма формировалась на протяжении нескольких веков на основе трудов таких теологов, как Тертуллиан, Ириней, Киприан и др. Особенно плодотворными для идейного оформления католицизма оказались творчество и деятельность Аврелия Августина (354-430), соединившего в целостную систему разнородные идеи и доктрины. В учении Августина нашли место ранние формы верований и евангельские представления о вере, признание авторитета церкви и культа мистерий. Августин был создателем теократической концепции, стоящим над которой церковь является институтом, стоящим над государством. При этом церковь по всем параметрам отличается от государства и несопоставима с ним, именно она ведет человечество к «Божьему граду».

Огромную роль в деле идеологического обоснования устоев католицизма сыграл знаменитый схоласт Фома Аквинский (1225-1274). Согласно его учению, католическая церковь представала как божественная по своему происхождению иерархическая организация во главе с наделенным неограниченной властью Римским папой. Все земные государи должны были повиноваться Римскому папе, власть которого исходила от самого Иисуса Христа.

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Говоря о догматических особенностях католицизма, следует сказать об особом месте учения о Богородице и культа, посвященного ей.

Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Католики учат, что таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным, и вне зависимости от нравственного состояния человека, который их приемлет, вне зависимости от того, с верой или без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды, не способствующие нравственному совершению человека.

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы - Римского папы - Ватикан, город-государство на территории Рима. Применительно к Ватикану применяют два разных определения: «Апостольская столица» и «Государство-град Ватикан». Таким образом, нынешний Римский папа является единственным абсолютным монархом на планете, объединяющим в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящее время, как суверенное государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями со 146 государствами мира, в том числе и с Италией, на территории которой он находится. Папство играет настолько важную роль в истории христианства, что неизбежно должно было стать предметом богословского осмысления не только для католических, но также для православных и протестантских теологов.

Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. Католическая церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь многих стран мира. Католицизм располагает широко разветвленной системой самых различных институтов: политических партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций. В современном мире католицизм позиционирует себя в качестве основного носителя общественной морали. Ставится задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.