В России сложилась парадоксальная ситуация, при которой любая политическая структура, называя себя оппозиционной, занимается ни чем иным как пиаром, так как по базовым понятиям у оппозиционеров с властью идентичные позиции. Иначе говоря, в России всё является оппозицией и в то же время ничего не является оппозицией действующей власти. Часть экспертов до недавнего времени придерживалась той точки зрения, что в России оппозиции нет. Анализ публикаций в прессе позволяет выделить три типичных представления об оппозиции.
1. Поддерживаемая СМИ и большинством экспертов точка зрения, в соответствии с которой в России есть «партия власти», а также оппозиция, представленная в Госдуме фракциями партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (системная оппозиция), а также внепарламентская оппозиция (внесистемная оппозиция), в которую входят партии, не преодолевшие 7 % барьер.
2. Все партии в Госдуме составляют единую «партию власти», разделенную на несколько фракций, причем фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» - это типичные представители партии власти, изображающие из себя оппозицию.
3. Все партии, прошедшие через фильтрацию Росрегистрации, не могут быть признаны оппозиционными. Все партии, у которых есть реальные признаки оппозиционности, отсеяны Росрегистрацией.
Но наиболее корректной классификацией оппозиции является электоральная классификация. Участие в выборах автоматически разделило в 2011 г. оппозицию на три группы: системную оппозицию, внесистемную оппозицию и маргинальную оппозицию. Системной оппозицией признаны представители партий, преодолевших 7 % барьер и противостоящих в Госдуме «Единой России». Внесистемной оппозицией признаны представители партий, не преодолевших 7 % барьер, но представленных в информационном пространстве России. Маргинальной оппозицией считаются представители тех политических сил, которые не смогли доказать федеральной власти, что они могут эффективно исполнять роль партий.
Можно ли считать КПРФ и ЛДПР действенной оппозицией? Для ответа на этот вопрос проанализируем основные идеи, взгляды власти и оппозиции. Выделим несколько базисных позиций, в рамках которых российская оппозиция разделяет абсолютно те же воззрения, что и действующая власть. Это: природа власти, демократия, выборы, партии, народ.
Природа власти и у представителей власти, и у оппозиционеров однотипна. Это власть элит. Нынешняя власть может смениться на патриотическую или националистическую, но природа власти останется элитной.
По вопросу демократии существует очевидный консенсус. Отрицание демократии на сегодняшний день в России - это признак «маргинальщины».
Выборы - это единственная политическая форма в демократии. Власть считает, что выборов в России должно быть поменьше, системная оппозиция считает, что выборов должно быть побольше. Но то, что выборы должны быть сохранены именно в этом виде, в этом оппозиция и власть едины.
Власть считает, что партий в России должно быть меньше, а оппозиция считает, что партий должно быть больше, и «барьеры» к тому же должны быть пониже. Но партии - это форма эффективнейшего отчуждения политического ресурса от гражданина. И в этом вопросе по отношению к народу власть и оппозиция едины.
Апеллирование к народу, как со стороны оппозиции, так и со стороны власти носит исключительно пропагандистский характер. Всем без исключения партиям на выборах нужен электорат, а не народ. И в этом все партии в России солидарны с действующей властью. Ярким подтверждением этому является фраза С.Митрохина: «Сейчас главная задача демократов заключается в том, чтобы научиться побеждать в нечестных выборах». Подводя итог вышесказанному, напрашивается вывод о существовании в нашей стране особого феномена - «декорированной оппозиционности», представленной различными, так называемыми оппозиционными партиями.
Единственной оппозицией в России, к сожалению, как в былые времена, так и на современном этапе является народ. Он будет искать новые эффективные формы реализации собственной власти и защиты собственных интересов, не доверяя это тем, кто лишь имитирует заботу о нем.