Быстрый темп изменений, происходящий сейчас в экономической среде, заставляет любую организацию ускоренно принимать решения, помогающие ей адаптироваться в сложившейся ситуации. Большой поток внутренней и внешней информации, поступающей в компанию, требует многоканальной обработки. В связи с этой особенностью современного устройства предприятия не всегда получается мобильно принять наиболее оптимальное решение.
Исходя из того, что любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, можно сделать вывод о целесообразности ведения различного рода преобразований во внутренней структуре фирмы. В данном случае речь пойдет о процессе передачи неосновных функций компании третьему лицу, являющемуся специалистом в данной области. Это явление получило название аутсорсинга.
Существует ряд преимуществ, благодаря которым аутсорсинг может быть интересен для руководителей. Перечень преимуществ приведен на официальном сайте института аутсорсинга (Outsour- cing Institute, США). Он включает следующие положения:
-
сокращение и контроль издержек производства;
-
фокусирование компании;
-
получение доступа к лучшим мировым производственным технологиям;
-
освобождение внутренних ресурсов для других целей;
-
освобождение своей структуры от необходимости приобретать и содержать оборудование, знания, технологии, необходимые для передаваемых на аутсорсинг производств;
-
использование преимуществ модернизации и привлечение специалистов;
-
сокращение неуправляемых факторов;
-
освобождение основных фондов;
-
разделение рисков;
-
дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке).
Эти преимущества базируются на идеи вынесения за пределы компании каких-либо функций и целых производств. Однако проблема эффективного управления такой компанией остается, поскольку упразднение некоторых внутренних функций не освобождает тем не менее от ответственности перед потребителем за качество поставляемых продуктов и услуг. Преимущества аутсорсинга нельзя рассматривать в качестве целей аутсорсинг-проектов. Целью аутсорсинга является создание высокоэффективной конкурентоспособной организации, способной оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения. Только благодаря планомерной реализации аутсорсинг - проекта в рамках компании удастся добиться желаемых результатов [1].
Рынок аутсорсинговых услуг на протяжении последних лет демонстрирует стабильный рост. По оценкам IDC (International Data Corporation), в 2004 г. объем аутсорсингового рынка составил 382,5 млрд. долларов, в 2009 году - 641,2 млрд. [4]. Дальнейший ожидаемый рост рынка аутсорсинга в течение пяти лет по оценке экспертов составит 10-12 % в год. Эта динамика отражает, прежде всего, результат деятельности фирм, используемых аутсорсинг в своей сфере. По данным на 2007-2008 года более половины зарубежных фирм пользовались услугами аутсорсинга. Такая высокая цифра объясняется наличием целого ряда причин, одной из которых является мировой кризис. В этот сложный для компаний период важно прийти к общему решению по отношению к вопросу «производить или покупать».
На примере ИТ аутсорсинга можно рассмотреть экономическую целесообразность данного рода услуги. Прямая экономическая эффективность от применения аутсорсинга выражается в виде экономии средств, которые тратятся непосредственно на обслуживание компьютерной техники. Для малых предприятий (с парком компьютерной техники до 15 штук) это не так явно и составляет 2-3 тыс. руб. в месяц, что в пересчете на процентное отношение составляет 20-30 % от сумм затрат. Однако для средних предприятий прямая экономическая эффективность может достигать больших сумм - до 20-30 тыс. руб. и составлять до 50 % от суммы затрат.
Косвенная экономическая эффективность выражается в виде эффекта экономии рабочего времени сотрудников фирмы, которое освобождается у них от решения различных проблем, связанных с использованием информационных технологий на предприятии. Достигается это за счет того, что фирма - аутсорсер все предприятия (и малые и средние) обслуживает по единым стандартам, решая в первую очередь задачи по предотвращение проблемных ситуаций. В результате такого серьезного целевого подхода снижается процент поломок оборудования и, соответственно, потери рабочего времени сотрудниками [3].
Анализ экономической целесообразности аутсорсинга следует рассматривать как данные, полученные в ходе сравнения количества затрат на производство продукции или услуг собственными силами с затратами на приобретение. При этом для оценки собственных затрат оптимальнее использовать метод расчета затрат по процессам. Это дает возможность определить точное количество затрат на каждый отдельный процесс.
В расчете затрат по процессам следует учитывать исключительно те составляющие затрат, которые можно снизить в ходе аусорсинга:
-
затраты на персонал;
-
затраты на производственные площади;
-
затраты на хранение запасов;
-
затрата на средства производства;
-
затраты на вспомогательные средства производства;
-
затраты на управление.
Далее необходимо сравнить затраты на приобретение результатов выполнения этих функций аутсорсером и затраты на собственное производ- ство [1].
Если дробь, в числителе которой затраты на собственное производство, а в знаменателе затраты на приобретение, больше единицы, то в этом случае следует обратиться к услугам аутсорсера. Если данная дробь менее единицы, то реализация бизнес-процесса собственными силами гораздо лучше, поскольку передача его экономически нецелесообразна. На практике эти расчеты, а также ряд решений о переводе определенных подразделений фирмы внешнему поставщику услуг, принимаются руководящим составом предприятия.
Эффективность аутсорсинга можно рассчитать по следующей формуле:
где Эа - эффективность аутсорсинга, относительный показатель; m - количество наименований затрат на собственное производство; Зс - затраты на собственное производство данного вида работ, услуг; n - количество наименований затрат на приобретение данного вида работ, услуг у аутсорсера; За - затраты на приобретение работ услуг у аутсорсера.
По словам первого заместителя начальника Департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» Полянского Ю.А., аутсорсинг применительно к ОАО «РЖД» - это способ оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции.
В 2004 г. экономический эффект от применения аутсорсинга в ОАО «РЖД» составил 6,5 % , а в 2005 г. уже 9 % затрат компании при выполнении работ собственными силами. Помимо экономического эффекта и обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта дополнительным критерием, при оценке возможности применения аутсорсинга будет выбор сторонних организаций, не первый год работающих с филиалами ОАО «РЖД». Возможно будет расширена сфера применения технического сервиса, который требует больших инвестиционных затрат, а следовательно, и более качественной экономической оценки [2].
Таким образом экономическую целесообразность аутсорсинга можно рассматривать с различных аспектов, но конечное решение принимает непосредственно сам руководитель.
Список литературы
-
Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстафффинг: высокие технологии менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2007.
-
Критерии оценки эффективности отдельных видов функций, передаваемых на аутсорсинг, перспективы развития рынка аутсорсинга на железнодорожном транспорте. - http://www.bizeducation.ru/library/log/trans/10/outs.htm.
-
Сервисы И.Т. - http://servicesit.ru/ekonomicheskaya-effektivnost-ispolzovaniya-autsorsinga-it.
-
Твой консультант. - http://yconsultant.ru/effect-outsourcing.