Финансовый кризис 2008 г. выявил множество проблем в российской экономике, Путем антикризисных мер нашей стране удалось преодолеть кризис и справиться с бóльшей частью его негативных последствий. Однако, по мнению автора статьи, Правительство РФ поздно восприняло американский кризис, как угрозу российской экономике, и среагировало на него с опозданием.
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что каждый кризис имеет множество схожих друг с другом показателей, поэтому изучая один кризис, тем самым мы готовимся к будущим, а то, что они рано или поздно грянут, доказал ещё советский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев.
Экономические реформы в России в 90-х гг. ХХ века
В основе избранной стратегии лежала шоковая терапия, ориентация на современные американские и европейские институты при отсутствии значительных институциональных инноваций и опоры на институциональный эксперимент. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учета ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы слабых - достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 г., резкое падение жизненного уровня, невыплата заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы. Население ответило ростом теневой экономики, коррупции, преступности. Правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы. Избранные им методы приватизации, снижение регулирующей роли государства, пренебрежение промышленной политикой способствовали развитию негативных тенденций. Массовое недовольство вылилось в восстание парламента против Президента. Соблюсти политические ограничения не удалось. Расстрел Белого дома осенью 1993 г. дискредитировал демократию.
Принципиальное отличие российских рыночных реформ от реформ, например, в большинстве стран Восточной Европы состоит в том, что в России они были начаты без создания соответствующей рыночной системы институциональной среды. Точнее говоря, российское государство отказалось от выполнения главных институциональных функций, связанных со спецификацией и защитой прав собственности, обеспечением соблюдения контрактных обязательств, функционированием независимой судебно-правовой системы.
В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.
Летом 1992 г. началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. Обвальный характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10 раз, а по отдельным направлениям - в 15-20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако, доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали, скорее, как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики, являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение.
Экономический кризис 1998 г.
Экономический кризис 1998 г. в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России и, прежде всего, популистская экономическая политика государства, и строительство пирамиды государственных краткосрочных облигаций (ГКО).
Дефолт был объявлен 17 августа 1998 г. Далее происходило ухудшение финансовой ситуации, в частности, постоянно увеличивался внутренний и внешний долг и сокращались возможности по его финансированию. С конца 1997 г. ставки по кредитам и государственным обязательствам резко росли, теперь же начал падать фондовый рынок. Если в III кв. 1997 г. средняя доходность ГКО составляла 19 %, то ко II кв. 1998 г. она увеличилась до 49,2 %. Ставка по однодневным кредитам за тот же период увеличилась с 16,6 до 44,4 %. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля. Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог.
Дефолт 1998 г. был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть». Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный валютный фонд выделил России неотложный кредит на сумму в $22 млрд. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.
Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым, непосредственно перед кризисом достигала 140 %. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.
Особенности отечественного кризиса 2008-2010 гг.
Финансовый кризис 2008-2010 гг. в России как часть мирового финансового кризиса стал возможным из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики».
8 октября 2008 г. индекс ММВБ упал при открытии на 13 %, через полчаса падение составило 14,35 %: индекс опустился до отметки 637,87 пункта. Торги акциями были приостановлены до появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился до отметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не возобновились - также до выхода специального распоряжения ФСФР. Торги российскими бумагами - депозитарными расписками на акции - переместились в Лондон.
15 октября 2008 г. оппозиционный политик и бывший председатель Правительства РФ М. Касьянов заявил: «Стоимость акций некоторых российских предприятий, за которыми стоят реальные активы, ниже, чем стоимость самих этих активов. Поэтому есть основания считать, что рынок практически умер».
19 ноября 2008 г. председатель ЦБ С. Игнатьев сообщил Госдуме: «На 1 ноября 2008 г. объём золотовалютных резервов в Российской Федерации составил $484,6 млрд. За сентябрь и октябрь золотовалютные резервы снизились на $97,6 млрд.» Из названной суммы $57,5 млрд. были потрачены на валютном рынке с целью поддержания курса рубля.
Согласно данным Росстата, по сравнению с январем 2008 г. промышленное производство в январе 2009 г. упало на 16 % - самое глубокое падение с 1994 г. Наиболее сильный спад произошёл в обрабатывающих отраслях, где производство снизилось на 24,1 %.
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 г.:
- субординированные кредиты - 450 млрд. рублей;
- рекапитализация и другие меры прямой поддержки - 335 млрд. рублей;
- рекапитализация Агентства по страхованию вкладов - 200 млрд рублей;
- рекапитализация банков - 75 млрд. рублей;
- рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию - 60 млрд. рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 г.:
- меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей - 272 млрд. рублей;
- снижение налогового бремени - 220 млрд. рублей;
- поддержка отраслей - 52 млрд. рублей;
- меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению - 32 млрд. рублей;
- приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения - 32 млрд. рублей.
Изучая все три кризиса, произошедшие со страной, можно сделать вывод, что было всего 3-4 года, когда Россия могла похвастаться определённой стабильностью в экономике, в остальное же время она находилась в нестабильности кризисных ситуаций.
Главной причиной столь тяжелого положения нашей страны, по мнению автора статьи, является несвоевременное реагирование Правительством РФ на кризисные предпосылки, слабое прогнозирование соответствующих уполномоченных органов. В связи с этим наблюдалось множество отрицательных воздействий: сокращение работников, увеличение уровня безработицы, увеличение класса бедняков, снижение производства, разорение мелкого и среднего бизнеса и т.д. Нужно также отметить, что хотя последний финансовый кризис образовался в США, Россия понесла гораздо бóльшие убытки, нежели Соединённые Штаты.