Мировой опыт свидетельствует, что инновационное развитие в большинстве случаев является одним из важнейших факторов процесса социально-экономических преобразований.
Большой спектр проблем, мешающих реализации инновационных бизнес-идей, делают более привлекательным иные сферы, например, торговлю. Однако потенциал инновационного предпринимательства в Таджикистане существует. В частности, имеются быстрорастущие компании, капитализация которых достигает 20 % в год.
Носители инновационных идей в Таджикистане сталкиваются с большими трудностями при начинаниях нового бизнеса в виде таких барьеров, как сложный доступ к финансовым ресурсам, многоступенчатость получения разрешений и лицензий, уплата НДС при ввозе оборудования и т.д. Это значительно затрудняет развитие инновационного предпринимательства в республике.
Центром свободного рынка Таджикистана был проведен ряд исследований, целью которых стояло выявление устойчивых инновационных идей для бизнеса и поиска наиболее мотивированных и способных предпринимателей. По результатам опросов потенциальных предпринимателей в качестве причин, которые препятствуют реализации бизнес-идей, был составлен следующий ряд:
- 40 % опрошенных считают основной проблемой нехватку финансовых ресурсов;
- 24 % респондентов считают, что проблемы связанны с существующей налоговой системой;
- 18 % обеспокоены риском потери собственности из-за действий чиновников, слабости судебной системы и т.п.;
- 12 % потенциальных предпринимателей отмечают нехватку собственных знаний и опыта.
В целом предприниматели положительно относятся к взятию кредита, однако многие не считают кредит наиболее вероятным источником финансирования своего бизнеса. К тому же ставки большинства коммерческих банков очень высоки - от 28 до 36 %. Это является причиной того, что кредиты используются в основном теми бизнесменами, которые не первый год работают на рынке. Сами представители коммерческих банков, в том числе Точиксодиротбанк, Агроинвестбанк, Банк Эсхата и др. отмечают, что по объективным причинам условия получения кредита для начинающих предпринимателей оказываются более тяжелыми, чем для тех, бизнес которых уже успешно функционирует. Таким образом, в большинстве банков клиентам, у которых уже есть свой бизнес, кредит может быть представлен под залог самого бизнеса, а не недвижимости, что более характерно для кредиторов, которые только открывают свой бизнес. При этом повторное получение кредита дает возможность получить средства под более низкий процент, чем первый кредит. Кроме того, в большинстве случаев кредит выдается по принципу аннуитета, т.е. уплата процентов по кредиту и выплата основной части долга в течение всего периода погашения кредита. К тому же сроки кредитования достаточно коротки - от года до двух лет. Таким образом, в целом кредитные условия не отвечают нуждам начинающих и потенциальных предпринимателей.
Также важен тот факт, что для развития нового производства нужны долгосрочные кредиты, а для начинающих предпринимателей весьма важно отсрочка по первым выплатам, т.к. пока их бизнес не «встанет на ноги» прибыли не будет. Отсрочки банков Таджикистана могут быть представлены на 3-6 месяцев, что приемлемо только для таких видов предпринимательства как торговля или некоторые виды услуг. Предприниматели, имеющие инновационные идеи в производстве или оказании услуг, но обладающие слабым оборотным потенциалом, могут попасть в «кредитную ловушку»: взяв кредит под развитие инновационного производства, предприниматели обычно не дожидаются отдачи от вложенных средств и начинают оплачивать проценты по кредиту и основному долгу из суммы самого же кредита; по прошествии нескольких месяцев 90 % таких предпринимателей разоряются, теряют залоговое имущество и, как правило, разочаровываются в занятии инновационным бизнесом.
По указанным причинам торговля является самым популярным видом предпринимательской деятельности в Таджикистане, а инновационные услуги, с вою очередь, развиваются крайне слабо.
Однако есть и положительные шаги со стороны Правительства Республики. В первую очередь это упрощение процедур регистрации бизнеса и мораторий на проверку начинающего бизнеса в течение трех лет. Правда, разрешительная система Таджикистана остается одной из худших в мире, например, усложненный порядок налогового администрирования значительно бюрократизирует предпринимательскую деятельность в стране.
При таких условиях начинающим предпринимателям нужна хорошая подготовка для развития инновационного предпринимательства. Нужно иметь грамотный бизнес-план, знание правовых основ предпринимательской деятельности, налогообложения, антикризисного управления и т.д. Знание этих важнейших элементов бизнеса однозначно поможет начинающим предпринимателям избежать ошибок и финансовых потерь, которые они испытывают, не имея специального образования. Результаты проведенных исследований показывают, что 86 % потенциальных предпринимателей не имеют даже рамочного бизнес-плана своей деятельности.
Несмотря на то, что существуют ограничения доступа к финансовым ресурсам, проблема бюрократии и коррупции, носителям инновационных идей необходимо быть «на голову выше» других предпринимателей, который занимаются традиционными видами бизнеса. Развитие инновационного предпринимательства играет большую роль для повышения экономического потенциала страны. Поэтому государству необходимо содействовать носителям инновационных идей в части упрощения всех административных процедур, например, в получении разрешительных документов, реформировании налоговой системы и т.д.
В современных условиях глобализации национальная экономика любого государства во многом зависит от степени и масштаба использования инноваций. Среди условий, которые обеспечивают рост экономики, важную роль играют использование нововведений, развитие инновационной инфраструктуры, уровень квалификации кадров, их знания, умения и навыки (в том числе и знание антикризисного управления, стратегического менеджмента).
Таджикистан нуждается в диверсификации экономики, основу которой составляют производство алюминия, выращивание хлопка и переводы трудовых мигрантов. Однако в стране отмечается уменьшение финансирования государственных научно-исследовательских учреждений. В условиях глобального мирового кризиса развитие инвестиционного предпринимательства является одним из уникальных ресурсов, который может сыграть ключевую роль в экономике. Совместно с научным и образовательным потенциалом страны он может стать фактором развития экономики в целом, в том числе стать важным связующим звеном между промышленностью, сельским хозяйством, научно-исследовательскими и образовательными организациями и, конечно же, рынком.
Основными проблемами, испытывающие инновационные предприятия Республики Таджикистан являются, как было уже сказано выше, доступ к финансовые ресурсам, но и информационным, кадровым, выходам на международные рынки. Ведь на продукцию и услуги инновационных таджикских предприятий нет стабильного спроса на внутреннем рынке, не говоря уже о рынках других стран.
Для страны жизненно важно технологическое развитие, в котором она остро нуждается. Конкурентоспособность таджикских инновационных предприятий очень низка. Эти предприятия нуждаются, в первую очередь, в развитии навыков менеджмента, антикризисного управления и маркетинга, в финансовых ресурсах, а также в имидже производителя качественных товаров и услуг.
Вне сомнения, процесс разработки, внедрения и развития инновационного предпринимательства невозможен без поддержки государства. Правительство Республики предприняло ряд мер по поддержанию и развития инновационных предприятий. К данным мерам можно отнести принятую государственную программу антикризисных мер, утверждение программы по развитию предпринимательства и т.д. Особая роль в этих документах уделена макроэкономической стабилизации, расширению источников финансирования и развитию инновационного предпринимательства. Но роль государства в создании благоприятного инновационного климата в Таджикистане должна быть усиленна. Организационно-экономический механизм развития инновационного процесса в промышленности в условиях кризиса должна включать в себя следующее:
- целенаправленная государственная политика в сфере инноваций;
- налоговая система, которая будет обеспечивать существенные льготы по уплате различных видов налогов для инновационно-ориентированных предприятий, малых фирм и начинающихся предпринимателей;
- сбалансированная социально-демографическая политика, которая будет обеспечивать рост доходов на фоне увеличения занятости населения, а также повышения уровня профессионального образования и организацию квалифицированных кадров для осуществления инновационной деятельности во всех областях экономики, а том числе и в промышленности;
- создание финансовой основы для внедрения и развития инноваций на основе кредитно-инвестиционных ресурсов, которые предоставляются банками, инвестиционными фондами и государством, а также обеспечение доступности кредита, в том числе и для начинающих инвестиционных предпринимателей;
- формирование адекватной институциональной инфраструктуры, в том числе венчурных фондов, малых предприятий.
Развитие инновационного предпринимательства в промышленности может создать долговременные перспективы стабильного экономического развития в стране. В настоящее время в условиях последствий мирового финансово-экономического кризиса 2007-2010 гг., в Республике Таджикистан, сложились недостаточно благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства в промышленности, к которым можно отнести:
-
недостаточный уровень социально-экономической стабильности;
-
недостаточный инвестиционный потенциал;
-
не развитая финансовая инфраструктура, отсутствие «длинных денег»;
-
отсутствие адекватной организационной инфраструктуры;
-
относительно слабый научно-технический потенциал;
-
недостаточный уровень развития конкуренции; и др.
Соответственно, становится актуальным вопрос поиска путей развития инновационного предпринимательства не только в промышленности, но и во всех отраслях экономики в целом, и его адаптация для условий Таджикистана.
Проблема развития инновационного предпринимательства в промышленности лежит в русле более общей проблемы развития предпринимательских отношений в условиях рыночной экономики. Надежное обеспечение населения промышленными и продовольственными товарами главное условие стабильности и безопасности государства. Эта проблема всегда являлась актуальной и для Республики Таджикистан. Мировой опыт свидетельствует о необходимости развертывания и поддержки развития инновационной деятельности на предприятиях отраслей народного хозяйства как основного фактора стимулирования экономического роста страны. В настоящее время инновационная деятельность оказывает слабое влияние на таджикскую экономику.
Список литературы
-
Азия-Плюс. - http://news.tj/ru/newspaper.
-
Информационный портал НПО Таджикистана. - http://www.tajikngo.centreict.net.
-
Таджикский юридический консорциум. - http://consortiumtj.wordpress.com.
-
Центр свободного рынка Таджикистана. - http://freemarket.tj.
-
Шибанова-Роенко Е.А., Саидов А.А. Экономическое развитие Таджикистана в условиях глобального финансового кризиса // Студенческий научный форум - 2011: Материалы III Общероссийской студенческой электронной научной конференции, 15-20 февраля 2011 года / РАЕ: [сайт]. - URL: http://www.rae.ru/forum2011/98/411
-
Шибанова-Роенко Е.А. Республика Таджикистан: экономическая статика внутреннего системного кризиса // Страны с развивающимися рынками в условиях финансово-экономического кризиса: Материалы Х МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых, 17-18 марта 2011 года, Москва, экономический факультет РУДН / Отв. И.А. Айдрус. - М.: РУДН, 2011. - С. 203-207.