Процесс передачи экономических знаний претерпел значительные изменения за прошедшие эпохи. Многие века обучение строилось по принципу передачи информации от учителя к ученику, что практически не развивало способность последнего мыслить самостоятельно. Современный человек как экономический индивидуум, как агент бизнес-среды должен постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми горизонтами познания, формируя при этом освоенные области. Это настоятельная потребность современной экономики.
Сегодня информация доступна как никогда: книги уже давно перестали быть предметом роскоши, сказки наших предков о волшебной тарелочке, по которой катится наливное яблочко, воплотились в идее телевидения, а в электронной сети Интернет можно найти практически любые сведения. Поэтому именно в наши дни такое обучение, которое предусматривает только процесс передачи информации, всё больше теряет свою актуальность. То есть умение находить и усваивать информацию важно, однако намного важнее - способность комбинировать известную информацию, генерировать идеи, принимать верные и своевременные решения в условиях недостатка информации.
Именно на развитие этих умений, а также на совершенствование процессов мышления в целом направлено применение креативных методик в обучении.
Можно сказать, что креативность (от англ. сreate - создавать; creative - созидательный, творческий) - это творческие способности личности, характеризующиеся нешаблонностью мышления, умением генерировать принципиально новые идеи и находить нестандартные решения возникающих проблем. В этом определении мы делаем акцент на том, какие возможности открываются перед человеком, имеющим развитую способность мыслить креативно. Так, известный американский психолог Абрахам Маслоу в формулировке сути креативности обращает внимание на следующее: «Креативность - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды».
В итоге становится понятным, что мешает людям мыслить креативно, а именно: привычки, стереотипы, знания готовых решений, неуверенность в собственных силах, страх показаться невеждой и т.п.
С целью повышения эффективности применения креативных методик в образовательном процессе по курсу «Антикризисное управление» указанные помехи можно и нужно нейтрализовать. Для этого в начале учебного занятия (семинара) нужно провести небольшую разминку. Это различные умственные и физические упражнения, призванные за короткое время (5-10-15 минут) стимулировать гипоталамус мозга обучающихся; их разработано уже достаточное множество. Например, интересным вариантом разминки является разгадывание друдлов - незаконченных графических образов, которые надо дополнить, причем правильного ответа может не существовать.
Пример:
Варианты решения: инопланетянин, розетка необычной формы, сомбреро.
Для специалиста, который не просто хочет усвоить теорию, но и собирается стать успешным практиком в области антикризисного управления, очень важно уметь мыслить нестандартно, ведь от его решений может зависеть судьба компании и людей, которые в ней работают, а порой отдельного региона или административного образования.
Итак, какие же креативные методы обучения доступны при освоении антикризисного управления? Рассмотрим выборочно некоторые методики, которые можно использовать в методологии учебных занятий, при самостоятельном выполнении учебных заданий студентами, для проверки преподавателем при промежуточном контроле знаний обучающихся.
Метод вымышленных персонажей - креативное домашнее задание
Этот вариант лучше всего подходит для ситуации, когда вы остались с проблемой один на один, например, для выполнения домашнего задания. В основе лежит принцип рассмотрения проблемы с разных сторон, с разных точек зрения. Метод заключается в следующем: вы должны создать «собственную» креативную группу из вымышленных и реальных персонажей. Вы должны сами себе задать ряд вопросов: «Как бы вывел из кризиса эту компанию мой коллега, студент X?» или «Как построит своё общение с кредиторами известный губернатор, экономист Y?» или «Какое решение поставленной задачи предложит ведущая популярного ток-шоу Z?». Чем разнообразней «ваша собственная» креативная группа, тем лучше.
Пример.
Условия задачи - домашнего задания:
Роза Райтман получила наследство. Дата получения - 01 сентября 2010 года. Наследная масса M составила = 100000 рублей. Роза Райтман приняла наследство в полном объеме. Роза Райтман обратилась к вам как кризисному консультанту за советом, как ей распорядиться полученным наследством. Сегодня - 1 сентября 2011 г.
Задание:
1. Какова стоимость наследства V´ на момент его получения?
2. Какова стоимость наследства V´´ через 1 год?
3. Представить Розе Райтман хотя бы один вариант альтернативных издержек.
В основе решения не методы дисконтирования или финансового анализа (это как раз рутинные инструменты), но кортеж вариантов инвестирования полученного дохода.
Карты ума (Mind Map) Тони Бьюзена - креативный семинар
Данный вариант с позиций применимости в образовательном процессе и повышения его эффективности практически универсален. Его можно использовать в различных ситуациях: для пояснения какого-либо одного вопроса, для помощи в сборе и обработке информации, для структурирования большого количества идей или для выбора и принятия решения. То есть методика интересна именно тем, что позволяет стимулировать многомерное, объемное мышление, четко алгоритмизировать мыслительный процесс и в реальной динамике представить решение поставленной задачи. В ходе изучения антикризисного управления карты ума (их еще называют «ментальные карты») наиболее оптимально использовать в двух-трех мини-группах для решения нечеткой, слабоструктурированной проблемы, но вполне можно использовать и для подготовки к промежуточной внутрисеместровой контрольной работе, представив изученную информацию в виде карт ума. Последнее наиболее эффективно внедрять для продвинутых и особо пытливых студентов (чаще визуалов), освоивших к середине семестра базовые креативные методики (мозговой штурм, постерная конференция, дебаты и т.п.)
Стержень методики составляет радиантное мышления: берется основная проблема и от нее - как от ствола дерева - ответвляются различные новые и побочные идеи, связанные с основной. В процессе работы и в конечном итоге ментальная карта должна быть максимально образной, красочной, для аккуратности и структурирования ее необходимо исполнять в виде цветных иллюстраций; таким образом, создание карты уже само по себе является творческим процессом.
Обычно используются бумажные листы большого формата, цветные фломастеры, но к настоящему времени уже доступны специальные программы; хотя при работе над картой вручную элементы игры, единения, коллективного сотворчества проявляются максимально актуально. Старт начинается с середины листа, где вы в квадрате или в круге обозначаете существующую задачу. Затем от нее проводятся в виде жирных линий «ветви», обозначающие основные идеи, связанные с поставленной задачей; знáчимость, ранг мыслей можно выделять с помощью толщины или цвета линий. Далее основные ветви дополняются побочными ветвями: это могут быть сопутствующие правила, экзотические и нетривиальные идеи, «ветви» адаптации и оценки предложений участников и т.д. Связи между различными «ветвями» можно подчеркнуть при помощи замкнутых контуров и стрелок. Сегодня специальная литература и Интернет содержат множество примеров карт ума.
Методика Тони Бьюзена особенно полезна в тех случаях, когда необходимо «навести порядок» в имеющемся массиве информации и правильно расставить приоритеты; ее применение позволяет облечь первоначально беспорядочные мысли в запоминающуюся и структурированную форму.
Разгадывание кроссвордов - креативная проверка знаний
Проведение промежуточной внутрисеместровой аттестации в квазистандартном виде (контрольная задача, тест или опрос) можно заменить, выдав студентам кроссворд соответствующей тематики. Кроссворд, как правило, разгадывать приятнее, т.к. у молодых людей это больше ассоциируется с формой проведения досуга, а значит, снижает уровень стресса, испытываемого всеми студентами при контрольной проверке знаний. Ниже предлагается кроссворд для проверки знаний по блок-модулю «Теория антикризисного управления», соответствующий низшему уровню усвоения учебного материала.
Пример.
По горизонтали:
1. Движущая сила кризиса.
2. Институт этого права является синонимом понятия института несостоятельности.
3. Стратегия управления риском, которая заключается в оставлении последнего на ответственности инвестора.
4. Страна, в которой понятия «банкротство» и «несостоятельность» являются синонимами.
5. Кризисное состояние, источники зарождения которого находились и во внутренней, и во внешней среде.
6. Скрытый кризис.
7. Кризисное состояние, охватывающее лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов.
8. Определённый сигнал, указывающий на наличие кризиса.
9. Несостоятельность хозяйствующего субъекта.
10. Кризис, элементы которого закономерно и структурно связаны между собой.
11. 2 + 2 = 5.
12. Лицо, заинтересованное в результатах деятельности компании.
13. Спад в экономике.
14. Вред, наносимый имуществу хозяйствующего субъекта.
По вертикали:
1. Федеральная Служба, которой переданы основные функции по представлению интересов государства в делах о банкротстве (РФ).
2. Критерий, рассчитывающийся исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника.
3. Тяжелый политический кризис.
4. Завершение, итог конкурсного производства в отношении неплатёжеспособного должника (РФ).
5. Кризис, затронувший только денежно-кредитную систему.
6. Сопоставление эффективности финансово-хозяйственной деятельности исследуемой компании и компании, являющейся лидером в данной отрасли.
7. И институт, и признак в антикризисном управлении.
8. Кризис, скрывающийся под «оптимистичной» аббревиатурой ОК.
9. Фаза цикла общественного воспроизводства; 10. Оздоровление деятельности компании.
Список литературы
-
http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle = 000497.
-
http://www.stimul.biz/images/data/gallery_123.jpg.
-
http://econf.rae.ru/pdf/2011/03/39.pdf.
-
http://econf.rae.ru/pdf/2011/09/530.pdf.
-
http://economist.rudn.ru/run/course/homework/?cid = 222.