Еще в Имперской России система крепостного труда на фабриках приходит к кризису: продукция крепостных рабочих отличалась низким качеством. Крепостной труд и строгая правительственная регламентация тормозили внедрение машин на производство. Труд посессионных рабочих оплачивался ниже вольнонаёмных, а продолжительность рабочего дня могла доходить в отдельных случаях до 16 часов. И уже вскоре Развитие. Однако рост был прерван мировым экономическим кризисом 1899-1903 гг., в течение которого закрылось около 3 тыс. фабрик и заводов. Кризис содействовал дальнейшей концентрации производства.
В советский период также имело место несколько крупных кризисных периодов:
- Первая мировая война (1914-1918 гг.), Гражданская война (1917-1922 гг.)
- Голод в СССР 1932-1933 гг., период коллективизации и массовых репрессий
- Вторая мировая война
- Экономический кризис 1990-х гг.
- Кризис финансовой системы в России 1997-1998 гг.
Первая мировая и гражданская война привели к беспрецедентной для индустриальных государств милитаризации экономики, и к середине 1920-х гг. жизнь населения, тогда, по преимуществу, крестьянского, СССР стабилизировалась, усилилось государственное регулирование и планирование экономики. Однако в 1930-е гг. начался резкий спад рождаемости, при этом смертность населения увеличивалась. Власть сосредоточила все свое внимание на развитии промышленности, однако в этот момент уже начинался голод 1932-1933 гг. Отказ от помощи с иностранных государств еще более усугубил ситуацию и таким образом политический фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими.
Во время Второй мировой войны расходы и военные убытки составили $4 трлн. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода страны, а потеря огромной численности населения была несоизмеримо велика. Вследствие уменьшения трудоспособного населения безработица в России сократилась и экономическая ситуация стала улучшаться. Экономика страны развивалась и увеличивалась.
Вскоре произошел экономический кризис 1990-х гг. И в результате, за годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения России снизились более, чем в два раза до показателей 60-70-х гг., также произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни.
Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е гг., формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ. Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались. Размерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Следствием проводившейся в 1995-1998 гг. экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфер. 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт по внутренним государственным обязательствам и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля. Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.
Можно выделить несколько этапов в развитии кризисных процессов: ноябрь - декабрь 1997 г.; январь 1998 г.; февраль - апрель 1998 г.; май - август 1998 г.
27 октября 1997 г. Центральному банку РФ пришлось удерживать процентные ставки на относительно низком уровне путем проведения операций на открытом рынке, увеличивая свой пакет государственных краткосрочных обязательств. А в последнюю неделю ноября 1997 г. ЦБ РФ, утратив более четверти международных резервов, отказался от попыток поддержания низких процентных ставок и ушел с рынка ГКО. В январе 1998 г. произошло серьезное падение котировок российских ценных бумаг, которое приобрело самоподдерживающийся характер. Это привело к быстрому росту официального обменного курса. В феврале-апреле 1998 г. на рынках наступил период относительной стабилизации. В значительной степени подобные положительные тенденции были следствием нескольких шагов Президента страны и Правительства, которые внесли ясность в ближайшие перспективы экономической политики.
К концу мая Правительство начинает заниматься разработкой антикризисных мер, и 17-19 мая были сделаны заявления о приверженности курсу на макроэкономическую стабильность. В свою очередь ЦБ РФ заявил о неизменности валютной политики и недопустимости эмиссионных методов финансирования бюджета.